Многолетний опыт изучения и анализа состояния и обозначенных в официальных документах перспектив развития международного сотрудничества показывает, что сложившийся на текущий момент формат взаимодействия в рамках Арктического совета сегодня, после более чем двадцати лет существования, фактически подошел к финалу своего первоначального этапа развития.
Известно, что основной идеей создания в 1996 году Арктического совета было замыкание международной политики в арктической зоне лишь на государства, имеющие территории в Арктике и, соответственно, связанные с этим интересы. Все остальные «претенденты на Арктику» тогда остались фактически за бортом этого процесса. Лишь наиболее активные из них смогли получить статус страны-наблюдателя в Арктическом совете.
Основной стимул таких решений очевиден – обеспечить работоспособный механизм раздела экономических зон для освоения возобновляемых и невозобновляемых ресурсов Арктики, наиболее ценные из которых – углеводороды - в основной своей разведанной массе залегают как раз в экономических зонах арктических государств.
Последние двадцать лет статус-кво в Арктике устраивал многих до тех пор, пока свой интерес к этому региону не высказали Китай и Индия, получив в 2013 году статус стран-наблюдателей в Арктическом совете.
Также, за прошедшие годы ряд стран (США, Канада, Норвегия и др.) убедились в том, что существующий формат Арктического совета выгоден России – именно эта страна имеет наиболее выраженные и обоснованные интересы в Арктике, что Москва и доказывает (особенно активно делая это в последние годы). По понятным причинам нынешней напряженной обстановки, такой международный формат не отвечает интересам не только указанных стран, но и целого ряда иных государств и альянсов (и, прежде всего, НАТО).
В период 2012-2015 годов был предпринят ряд попыток выстроить в рамках Арктического совета некую фронду, противную Москве, из стран-наблюдателей или международных организаций, также имеющих статус членов арктического совета. Однако явного успеха эти процессы не имели.
С другой стороны и для России сложившийся формат отношений становится тесным.
Прежде всего, это связано с тем, что он ограничивает Москву в дипломатическом маневре в иных регионах планеты. Так, учитывая подход «Арктика – только для арктических государств», в последние годы активизировались процессы вокруг международного статуса Антарктиды. На этот континент сегодня претендуют, главным образом, Австралия, Южная Африка, Аргентина, Великобритания (как обладатель Фолклендских островов), а также Китай. Россия формально не является страной Южного полушария, и претендовать на освоение Антарктиды не может.
Формат жесткой блокировки участников региональной организации территориальным положением существенно снизил возможности Москвы по участию в процессах освоения Южного полюса.
Вместе с тем, следует помнить, что Антарктида (в отличие от Арктики) – это континент, «земная твердь», а не океанские просторы, покрытые льдом, и в случае нарастания климатических изменений перспектив у этого континента существенно больше.
Сегодня явно наблюдается рост интереса к этому континенту, включая введение в оборот понятия Южного океана, как совокупности южных вод Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Можно предположить, что этим закладывается фундамент новых международных договоров и соглашений по Антарктиде.
Сегодня южные полярные воды Мирового океана слабо изучены, слабо изучена и сама Антарктида. Ее географическое положение, удаленность от цивилизации делает в нынешних условиях нерентабельной какую-либо промышленную добычу ресурсов в этом регионе планеты.
Однако, что гораздо более значимо – это роль и значение полярных регионов для климата планеты.
Не случайно, Китай и Индия пришли в Арктический совет именно с идеей международного контроля над климатом через совместное изучение Арктики. Вопросы изучения климата сегодня являются во многих стратегических документах арктических и околоарктических государств важнейшим и основополагающим тезисом формирования всей их «полярной политики».
Сегодня совершенно ясно, что тот, кто контролирует полюса планеты, может не только точнее прогнозировать погоду, но и в перспективе управлять климатом.
Можно предположить, что именно стремление изменить сложившееся статус-кво в вопросе международного сотрудничества в полярных районах планеты сегодня определяет международную повестку дня в вопросе договоренностей по противодействию изменениям климата (в частности Парижская конференция 2015 года).
Сегодня все очевиднее становится вопрос о необходимости и целесообразности для России изменения международного диалога в Арктике в сторону от раздела территорий (и разведанных запасов полезных ископаемых) к иным, более широким вопросам, в частности – к вопросам изменения и управления климатом планеты. Это даст возможность равного диалога как в Арктике, так и в Антарктике.
Учитывая, что за двадцать лет работы фактически удалось завершить процессы раздела зон влияния в Арктике, сегодня складывается удобный момент для выдвижения Россией новых инициатив международного сотрудничества.