Испания будет играть важную роль в Арктике. Конечно, это можно объяснить с точки зрения политики и истории. Однако есть еще третий, ключевой фактор: экономический, который важен для всех стран, вовлеченных в развитие Арктики. Давайте выясним почему.
1) Испания: морская держава со значительным полярным опытом
Без морей и океанов было бы невозможно объяснить судьбу Испании. Географически расположенная между Средиземноморьем и Атлантикой, роль Испании в мировой истории связана с сильной военно-морской традицией. Фактически, испанский военно-морской флот был самым сильным в мире с XVI по XVIII в. Именно Испания несколько раз побеждала Османскую империю в Средиземноморье (сражение в Лепанто, например) и свела на нет планы арабов по захвату Европы. Ранее, еще в 1492 г испанские корабли стали первыми европейскими судами, которые приплыли через Атлантику, начав эпическое завоевание Америки и создание мировой империи, которая просуществовала почти три века; тридцать лет спустя в 1522, испанское судно с Хуаном Себастьяном Эльканом и 18 выжившими в экспедиции Магеллана-Элькано обогнуло земной шар (Земля до того момента считалась плоской). Почему мы не должны относить к этой военно-морской традиции и победы над османами в XVIII в около Одессы (названную турками Хаджибей), которые были достигнуты российской военно-морской эскадрой во главе с испанцем адмиралом Жозе де Ривасом, чье имя помнят в на Дерибасовской улица, расположенной в центре этого великолепного и солнечного города на Черном море?
Сегодня испанский военно-морской флот все еще один из восьми самых сильных и более способных в мире. Кроме того, испанские верфи, расположенные в Ферроле или Картахене, строят одни из самых современных военных судов, особенно фрегаты и логистические суда. Да, Испания - морская страна. И опыт мореплавания на Северном и Южном плюсах у Испании также значительный. Снова 1604 г испанец Габриэль де Кастилья, первый исследователь, который достиг 64º южной широты и увидел собственными глазами его пейзажи и впечатляющие горные цепи Антарктиды. Испанская постоянная научно-исследовательская станция в Антарктиде, названной в честь упомянутого капитана, является фактически одной из самых активно работающих в этом направлении. Даже автор этих строк был лидером и активным участником испанской Полярной Антарктической Экспедиции в 2003-2004 гг, которая впервые пересекла самую высокую гору в Антарктиде (массив Винсон) с его западной части, технически очень трудной. Испания, так как это часть нашего характера, обязательно продолжит в Арктике эту твердую полярную традицию.
2) Экономический фактор. Сотрудничество в Арктике
Если есть одно ключевое слово, которое характеризует позицию Испании в Арктике, то это сотрудничество. Сотрудничество в Арктическом совете. Сотрудничество в рамках ЕС. И также двустороннее сотрудничество с Россией, особенно в некоторых проектах, которые имеют финансовое значение и в которых обе страны имеют схожие цели и навыки.
Арктика, действительно, является главным, новым этапом для взаимодействия (сотрудничества или конфронтации) по вопросам, у которых есть пресловутая экономическая основа. С тех пор как человечество существует, экономические интересы всегда были одной из сильнейших мотиваций не только для каждого человека, не только для организаций, но также и для государств.
В этих условиях иногда поднимался следующий вопрос: “Приоритет относительно Арктики должен быть связан с сохранением окружающей среды и работой исследователей или, вместо этого, с политическими и экономическими интересами крупных держав?” Но такой вопрос не имеет смысла. Сосредоточенность на одном приоритете не исключает осуществление других. Власть (и, позади нее, экономика) движет миром. Это - правило Истории. Но власть, политика, может постигаться с точки зрения конфронтации или с точки зрения сотрудничества. Поэтому, касательно Арктики, реальный вопрос звучит так: конфронтация или сотрудничество?
Арктическая политика Испании основана на постулате сотрудничества. Сотрудничество, как ранее сказано, в рамках Арктического совета, где Испания имеет статус наблюдателя с 2006 г. Фактически, сотрудничество и соблюдение международного права всегда были ведущими принципами Испании относительно полярных вопросов. Это показывает, например, факт участия Испания в качестве одной из стран подписания Парижского Соглашения (1920), которое закрепило суверенитет Норвегии на Островах Шпицбергена, месте, где Испания сегодня проводит большую часть своих научных исследований в регионе.
Необходимо упомянуть и о кооперации Испании в рамках стратегии ЕС в Арктике. Испанские эксперты были активно вовлечены во многие важные резолюции или документы, опубликованные Европейским парламентом, а также принимали участие в проектах многостороннего сотрудничества, осуществленных ЕС. Хорошим примером этих усилий является совместная коммуникация, представленная Европейской комиссией Европейскому парламенту и Европейской Совету, названная «Интегрированная политика Европейского союза в Арктике» (27.04.2016). Само собой разумеется, Испания поддерживает стремление ЕС получить статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете.
Теперь давайте сосредоточимся на экономических интересах Испании в арктическом регионе, о которых было упомянуто в начале статьи. По этому вопросу написано не так много технической и даже деловой литературы. В испанских университетах, институтах и мозговых центрах, бесчисленные авторы и преподаватели сделали, конечно, выдающийся научный вклад в предмет, не говоря уже об интересной исследовательской работе, которую проделало океанографическое судно «Hespérides» от испанского военно-морского флота, плавающее с 2007 г и в Арктике, и в Антарктиде. Но по поводу ключевых экономических интересов Испании издано значительно меньше публикаций или аналитических трудов.
Наиболее часто в вопросе испанской экономической заинтересованности в регионе озвучивается, что реальная цель Испании – это рыбная промышленность. Хотя испанский рыболовный флот является самым большим в Европе, это идея представляется банальной, слишком упрощенной, подобной тем заявлениям, например, что Китай нацелен только на редкоземельные металлы или природные ресурсы, или что Германия интересуется открытием новых навигационных маршрутов, потому что имеет самую развитую транспортную систему в Европе. Это клише, стереотипы, которые не учитывают главный вопрос, ранее упомянутый в начале этой статьи: они справедливы, если мы исходим не из сотрудничества, когда каждый актор способствует разумному балансу в Арктике.
3) Сотрудничество между Россией и Испанией
Двустороннее политическое отношение и между нашими странами развивается положительно и ориентировано на будущее. Геополитика показывает: наша общая судьба – это дружба. В этом суть дела. И относительно Арктики мы не должны забывать ключевую поддержку России в обретении Испанией статуса наблюдателя в Арктическом совете в 2006 г на встрече в Салехарде, Россия, и в течение российского председательства в Совета с 2004 г. Пришло время для того, чтобы также усилить наши двусторонние экономические и финансовые отношения. Холодная война в Арктике? Эта идея ошибочна!
Мы должны указать, по крайней мере, на две сферы, где Испания и испанские компании могли быть вовлечены в арктическую область и, кроме того, могут развивать взаимно прибыльное сотрудничество с Россией и российскими компаниями. Это: добыча энергоресурсов и строительство инфраструктуры.
Испания не имеет собственных нефтегазовых запасов и относится к странам, зависящим от поставок энергоресурсов. Большая часть нашего газа импортируется из Северной Африки. При этом значительной частью газового импорта Испании (больше чем 40%) является СПГ. Действительно, Испания – самый крупный импортер СПГ Европы, и также европейская страна с развитой инфраструктурой СПГ и терминалами. Вот почему технологии СПГ, разработанные испанскими компаниями, достигли таких высоких стандартов. Из России СПГ Испания почти не импортирует, с другой стороны, Россия является одним из наших главных поставщиков сырой нефти. Тем не менее, самые большие запасы газа в мире находятся на полуострове Ямал. И некоторые испанские компании серьезно изучают и даже подписывают контракты для более тесного сотрудничества с российскими компаниями для импортирования российского СПГ. Согласно некоторым прогнозам до 10% испанского газа будет импортироваться с полуострова Ямал. Кроме того, сотрудничество между российскими и испанскими компаниями может также включать использование развитой испанской инфраструктуры СПГ в качестве центра для дальнейшего экспорта арктического газа к другим странам.
Помимо возможного сотрудничества испанских и российских компаний в проекте Ямала можно выделить еще две сферы. Во-первых: известно, что изменение климата является главным фактором в вопросе Арктики, приведет к открытию Северного морского пути через Арктику и Берингов пролив, созданию новых портов и инфраструктуры, которая будет необходима России. Во-вторых: также известно, что испанские инженерные и строительные компании, несомненно, являются одними из самых эффективных и конкурентоспособных в наше время. Вывод для двух указанных пунктов очевиден и не требует объяснения.
Подводя итог, Испания будет играть все более и более важную роль в Арктике. И существует много причин для улучшения двустороннего сотрудничества с Россией в регионе. Таким образом, Арктика, конечно, место сотрудничества, а не конфронтации. Изменения в следующие десятилетия это покажут.