Статьи
12-05-16 04:36
Анри Леваль, советник, Посольство Франции в России
Национальная арктическая дорожная карта Франции

Во вторник 14 июня 2016 года  посол Франции по вопросам международных переговоров по Арктике и Антарктике Мишель Рокар представил Национальную программу освоения Арктики. Программа свидетельствует о том научном, экологическом, экономическом и стратегическом интересе, который наша страна проявляет к этим территориям, расположенным на расстоянии 2500 км от берегов Франции.

Франция — полярная держава

Франция осуществляет научную деятельность в Арктике и в Антарктике на постоянных началах. Вся наземная инфраструктура и материально-техническая база страны в полярных регионах находится в ведении Французского полярного института им. Поля-Эмиля Виктора (IPEV).

В 1963 году Франция стала первой страной, обустроившей постоянно действующую  научно-исследовательскую базу на арктическом архипелаге Шпицберген, которую она делит с Германией. По количеству научных публикаций об Арктике Франция занимает 9 место в мире.

Как и для целого ряда других государств, прямо или косвенно проявляющих интерес к Арктике, этот регион имеет для Франции огромное научное значение. Наша страна ратует за укрепление научного сотрудничества в Арктике и намерена активно в нем участвовать.

Дипломатическая деятельность Франции по арктической тематике

По мнению Франции, основную политическую площадку регионального сотрудничества  представляет собой Арктический совет. С 2000 года Франция располагает в Совете статусом наблюдателя.

Утверждению легитимности Арктического совета способствовали два фактора:

  • Совет тесно связан с коренными народами Арктики: в ходе встреч на уровне министров постоянные участники имеют право высказывать свое мнение наравне с государствами-членами.
  • рост удельного веса стран-наблюдателей: с 2013 года в число наблюдателей входят страны Азии (Китай, Корея, Индия, Сингапур и Япония), и таким образом на сегодняшний день Совет насчитывает 12 государств-наблюдателей (ЕС располагает статусом «специального гостя»).

Наряду с Арктическим советом есть и другие площадки, призванные курировать некоторые аспекты арктической проблематики: Совет Баренцева/Евро-Арктического региона; проект Европейского Союза «Северное измерение»; Международная Морская Организация и пр.

Франция и впредь будет участвовать в деятельности всех этих структур.

Защита морской среды Арктики

Помимо научного интереса, который Франция проявляет к Арктике, наша страна уделяет большое внимание вопросам природоохранной этики данного региона. Выступая в Рейкьявике 16 октября 2015 года, Президент Французской Республики Франсуа Олланд заявил: «Франция никогда не согласится с тем, что с природоохранной точки зрения Северный Ледовитый Океан — это всего лишь один из океанов. Мы призываем к принятию особых мер повышенной экологической безопасности на тех участках Арктического региона, где действуют французские компании».

Франция присоединяется к так называемому принципу межсекторальной предосторожности в сфере экологии, построенному на сохранении морских экосистем Арктики, и разделяет подход, утвержденный, когда председателем Арктического совета стали США (2015-2017 г.г.). Согласно данному подходу, Арктика представляет собой «пилотный регион для развития зеленых технологий».

Франция поддерживает выработку Полярного кодекса по линии Международной Морской Организации. Наша страна выступает за развитие морских круизных маршрутов, не оказывающих негативного влияния на окружающую среду, и поддерживает инициативу, направленную на учреждение в Северном Ледовитом Океане защищенных участков акватории.

Франция ратует за контроль над добывающими отраслями, который должен соответствовать масштабам природоохранных задач в Арктике, а в тех случаях, когда степень риска представляется слишком высокой, не исключен и запрет на добычу полезных ископаемых.

Экономические возможности и пути сотрудничества

За несколько лет Арктика заявила о себе как о регионе, имеющем значительный торгово-экономический потенциал.  Франция рассматривает Арктику как экологически чувствительную зону, в которой тесно сплетены экономические интересы и экологические вызовы. Особого внимания заслуживают шесть сфер деятельности, перечисленных ниже:

Разработка ископаемых природных ресурсов: по данным Американского геологического агентства, в недрах Арктики находятся углеводородные ресурсы в размере  до 650 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, что соответствует 13% мировых неразведанных запасов нефти и, вероятно, 30% мировых неразведанных запасов газа.

Транспорт: Северный морской путь позволяет на 40% сократить расстояние между Роттердамом и Иокогамой по сравнению с маршрутом, проходящим через Суэцкий канал.

Инфраструктура: по мере таяния вечной мерзлоты потребуется укрепить фундаменты существующих сооружений и построек, что сопряжено с многочисленными трудностями.

Мониторинг из космоса и рыболовецкий промысел: ввиду изменения климата, рыба будет мигрировать к северу, что в перспективе может открыть новые возможности использования возобновляемых биологических ресурсов в открытом море.

Возобновляемые источники энергии и новые технологии: в Арктическом регионе изменение климата непосредственно связано с перспективами торгово-экономического развития, а это значит, что необходимо закладывать в основу такого развития так называемый «зеленый рост», «зеленые технологии» и пр.

Арктика — территория сотрудничества

Благодаря структурам регионального сотрудничества, а также программам двустороннего сотрудничества с участием России, Арктика постепенно стала признанной зоной сотрудничества между восемью непосредственно заинтересованными странами, принявшими в 2008 году Илулиссатскую декларацию, в которой они обязались урегулировать споры, касающиеся Северного Ледовитого Океана, мирным путем на основании Конвенции ООН по морскому праву.

Региональное сотрудничество в Арктике успешно продвигается вперед, и в основе его лежит дух диалога между странами региона, нашедший свое конкретное выражение в межправительственном форуме Арктического Совета. Однако вопросы военной безопасности в сферу компетенции Совета не входят. Обсуждаются они в ходе так называемых Встреч сил безопасности Арктики, на которых собираются военные представители как стран собственно арктического региона, так и стран, находящихся за его пределами, и Франция участвует в этих Встречах на регулярных началах.

Франция как член Европейского Союза (наряду с Данией, Финляндией и Швецией) и Североатлантического Альянса (наряду с Данией, Исландией, Канадой, Норвегией и США) солидарна со странами Арктического региона. Вполне естественно, что Франция уделяет внимание стабильности и безопасности этих территорий, находящихся на расстоянии от 2500 до 5000 км от берегов нашей страны.

Европейский Союз и Арктика

10 государств Европейского Союза имеют в Арктическом Совете статус члена или наблюдателя. Ряд государств ЕС утвердил соответствующий документ о политике в Арктике. Это прежде всего те государства, часть территории которых находится за Северным Полярным Кругом (Дания в 2011 году, Финляндия в 2010 году и Швеция в 2011 году), а также государства, не входящие в Арктический регион (Германия в 2013 году, Нидерланды в 2013 году, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии в 2013 году, Италия в 2015 году и Испания, чей документ ожидается в ближайшем будущем). Три государства Европейского Союза являются членами Арктического Совета (Дания, Финляндия, Швеция), а еще семь государств ЕС имеют статус наблюдателя.

В дипломатическом плане, как известно, Европейский Союз стремится к тому, чтобы  Арктический совет признал за ЕС такую роль и статус в Арктическом регионе, которые соответствовали бы его научно-техническому и финансовому вкладу. В ожидание окончательного урегулирования данного вопроса Европейский Союз имеет возможность присутствовать на заседаниях Арктического Совета на правах «специального гостя».

Что же касается Франции, то она побуждает Европейский Союз к консолидации общего видения и выработке совместной стратегии по Арктике.

Цели и задачи, стоящие в Арктике в международных масштабах

Масштабы и характер стоящих в приарктическом регионе целей и задач требуют высокого уровня международного сотрудничества.

Франция разделяет позицию, согласно которой надлежащей правовой основой для любой деятельности, касающейся Северного Ледовитого Океана, является Конвенция ООН по морскому праву, подписанная 10 декабря 1982 года. Согласно данной Конвенции, для организации любой деятельности в Северном Ледовитом Океане необходимо найти баланс между интересами прибрежных государств, с одной стороны, и интересами всех остальных государств, с другой стороны.

Франция намерена работать совместно со всеми остальными государствами, прямо или косвенно заинтересованными в оказании содействия процессу выработки такого баланса. Как заявил Президент Французской Республики 16 октября 2015 года, «Франция ратует за повышение уровня ответственности государств, которые находятся за пределами Арктического региона, но являются потенциальными пользователями ресурсов Арктики, путем более активного участия таких государств в обсуждении и принятии решений, касающихся ответственного пользования ресурсами Северного Ледовитого Океана с прицелом на долгосрочную перспективу. Франция, конечно, признает суверенитет, права и юрисдикцию государств Арктического региона, но не забывает и о своих обязательствах в рамках международного права».