Во исполнение Указа Президента РФ от 3 февраля 2015 года № 50 «О Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» 14 марта 2015 г. Председатель Правительства РФ подписал постановление и распоряжение Правительства РФ, которыми было утверждено Положение о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и ее состав. Председателем Государственной комиссии назначен заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозин. В ее состав вошло 79 человек. Среди них - руководители ряда федеральных министерств и ведомств; высшие должностные лица граничащих с Арктикой субъектов РФ; полпреды Президента РФ в Приволжском, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах; руководители компаний, ведущих добычу полезных ископаемых в регионе; представители научных и общественных организаций.
В 2013-2015 гг. среди экспертного сообщества, да и чиновников широко обсуждался вопрос управления в Арктике. В ходе дискуссии обозначились три точки зрения. Это: создание нового Арктического федерального округа, образование Министерства Российской Федерации по делам Арктики и создание Правительственной (Государственной) комиссии по вопросам Арктики. Руководство страны отдало предпочтение третьему варианту. Была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Сейчас, по истечении одного года после принятия решения по созданию Госкомиссии, можно констатировать, что ее образование было оправданным, оптимальным и вызвано целым рядом объективных факторов.
- Значительным повышением роли Арктики в последние годы в социально-экономическом развитии страны, необходимостью улучшения координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по развитию Северного морского пути (СМП), поиску, разведке и добыче углеводородных ресурсов, реализации экологических программ в сфере биоразнообразия. К настоящему времени открыто 594 месторождения нефти, 179 – газа, 2 - никеля и более 350 - золота, а также ряд крупных месторождений черных, цветных, редких металлов, полиметаллов, радиоактивных элементов, алмазов, нерудного и химического сырья. В Российской Арктике функционируют 24 особо охраняемые природные территории федерального значения, 10 заповедников, 13 парков и 11 федеральных заказников общей площадью 22,5 млн. га, а также 86 особо охраняемых природных территорий регионального значения (29 млн. га).
- Возрастанием усиления влияния Центра за деятельностью органов государственной власти Арктической зоны Российской Федерации, крупнейших хозяйствующих субъектов, ведущих разведку и добычу углеводородов в Арктическом регионе.
- Необходимостью усиления контроля за денежными средствами, выделяемыми на решение задач в Арктике, в том числе и по очистке территории от прежней хозяйственной деятельности.
- Потребностью решения целого комплекса задач по развитию международного арктического сотрудничества, обеспечению государственной и общественной безопасности в арктическом регионе.
***
В первый год работы Государственная комиссия рассмотрела целый ряд вопросов. 14 апреля 2015 г. состоялось ее первое заседание. Начали работать ее рабочие группы и научно-экспертный совет.
- Рассмотрены вопросы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Констатировалось, что объем средств федерального бюджета, предоставляемых регионам на поддержку экономического и социального развития коренных народов, сократился в три раза - с 600 млн. рублей в 2009 г. до 205 млн. в 2015 г.
- Госкомиссией на ближайший период поставила задачу усиления информационной работы в Арктике для комплексного продвижения и защиты российских интересов в медиапространстве, а также развития арктического туризма. Подчеркнуто, что в нашем медиапространстве имеются единицы печатных изданий и электронных ресурсов, которые систематически публикуют материалы об Арктике, освещают обстановку в арктическом регионе. Отмечалось, что на российском рынке туроператоров господствуют иностранные туроператоры и действуют они в интересах выездного туризма. В связи с этим необходимо создание крупного национального туроператора, нацеленного, в первую очередь, на организацию внутреннего туризма, который, в том числе, будет привлекать российских граждан и иностранцев в Арктику. Но для этого необходимо создавать соответствующие условия и инфраструктуру.
- Подтверждена актуальность дальнейшего развития международного арктического сотрудничества с государствами - членами и странами - наблюдателями Арктического совета. Перенос санкций на Арктику в связи с ситуацией на Украине вызывает дисбаланс во взаимодействии основных арктических игроков, которые не заинтересованы в укреплении позиций нашей страны в Арктическом регионе. В этих условиях важно создавать собственные конкурентоспособные технологии, чтобы снизить зависимость от других стран в будущем при освоении Арктики.
- 23 ноября 2015 года в Совете Федерации состоялось совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. На нем обсуждался проект федерального закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации. Было предложено создать специальную рабочую группу, доработать законопроект и в осеннюю сессию 2016 г. внести его на рассмотрение Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации. По мнению участников заседания, организационные, финансовые и правовые механизмы должны повысить инвестиционную привлекательность этого макрорегиона, сделать Арктику более доступной и привлекательной, чтобы привлечь в нее крупные компании, в том числе и на условиях государственно-частного партнерства.
- На На площадке Пятого международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге в декабре 2015 г. состоялось совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
совместное заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ. На нем Минэкономразвития России поручено подготовить новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», предусмотрев ее финансовое наполнение; Минтрансу России подготовить концепцию развития Арктической транспортной системы, включив в неё все виды транспортного сообщения и предусмотрев в ней мероприятия, направленные на повышение уровня жизни населения, мобильности трудовых ресурсов, освоение полезных ископаемых.
- На выездном заседании президиума Госкомиссии в Мурманске 9 марта 2016 г. обсуждались вопросы подготовки новой редакции государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», формирования единой транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортными средствами Арктической зоны Российской Федерации, а также итоги осуществления «Северного завоза» в 2015 г. В новую редакцию госпрограммы заложен новый подход - создание «опорных зон развития» в каждом субъекте Арктической зоны России.
За этот период времени в рамках работы Госкомиссии состоялось по 2-3 заседания рабочих групп и научно-экспертного совета, где прорабатывались актуальные проблемы развития Российской Арктики.
***
Представляется, что в будущем в деятельности Госкомиссии должны появиться и другие вопросы, требующие своего решения. Будем объективны, в Арктике масса нерешенных проблем, ее ключевые проблемы решаются слишком медленно и неэффективно. Это хорошо понимают те, кто там живет и работает. Для региона характерен отток населения, высокая степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры. Положительно, что в последнее время на уровне членов Госкомиссии по развитию Арктики, многочисленных экспертов существующие проблемы не только вскрываются и тщательно анализируются, но и предлагаются пути их решения. Это и вопросы устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны в целом и каждого его субъекта в отдельности. Отмечается медленное решение проблем энергетической, информационной, транспортной обеспеченности отдаленных населенных пунктов Российской Арктики. Обращается внимание на старение ледокольного и речного флота, острую нехватку малой авиации. Вызывают беспокойство негативные демографические и миграционные процессы, неурегулированность вопросов правового обеспечения системы гарантий и компенсаций для лиц, работающих на территории Севера в Арктике. Не до конца ясны вопросы поддержки предпринимательской деятельности в арктическом регионе. Не выработаны принципы единой скоординированной деятельности по исследованию Арктического региона. Требуется значительное наращивание сил и средств для активизации мониторинга изменения климата и состояния вечномерзлых грунтов Арктической зоны. Этот перечень существующих проблем можно продолжить, но при этом необходимо понимать сложность и неоднородность территории Арктики, ибо у каждого района свои вызовы, проблемы, задачи и приоритеты. В этих условиях важно добиться опережающего развития СМП, транспортной инфраструктуры, которая позволит интегрировать субъекты Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, в единую транспортную систему и общее экономическое пространство страны. Важно продолжать работы по очистке территории Российской Арктики от мусора и решение проблем, связанных с многочисленными радиоактивными отходами.
Несмотря на все происходящие сегодня сложные и противоречивые политические события, Арктика является для нашего государства, как отметил председатель Госкомиссии Д.О.Рогозин, перспективнейшей территорией.
Создание Государственной комиссии по вопросу развития Арктики подтверждает тезис о том, что Россия намерена надежно и долгосрочно обеспечивать национальные интересы в Арктике. Есть осознание того, что в стране формируется единый центр компетенции, способный обеспечить координацию деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других организаций и компаний в реализации государственной арктической политики. Приоритетом для России является сохранение Арктики как территории мира, стабильности и конструктивного сотрудничества.