Статьи
25-04-15 09:16
Олерский В.А., заместитель Министр транспорта Российской Федерации
Обеспечение безопасности мореплавания и экологической безопасности Северного морского пути

Арктика – важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств – России, США, Канады, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, но и Европейского союза и стран Юго-Восточной Азии, таких как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур. Прежде всего, этих стран привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании маршрута Роттердам – Йокогама, расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль, что на 34% больше, чем при использовании Северного морского пути расстояние по которому составляет 3860 морских миль.

Анализ потенциальных грузопотоков в акватории Северного морского пути показывает: основными грузообразующими отраслями для морского транспорта являются и будут являться: топливно-энергетический комплекс, металлургическая, химическая промышленность, а также потенциальные грузы мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и в области освоения Арктических месторождений.

Определенные обязательства на государство в части обеспечения торгового мореплавания в акватории Северного морского пути накладывает рост грузооборота, который может достигнуть к 2030 году по разным оценкам от 50 до 80 млн. тонн в год.

Следовательно, будет увеличиваться и нагрузка на экологическую систему арктических морей в результате антропогенной деятельности и увеличения рисков загрязнения водной среды из-за последствий морских аварий в Арктическом регионе.

Один из основных принципов эффективного природопользования в Арктике заключается в предупреждении и снижении рисков возникновения негативного воздействия на арктические экосистемы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное агентство морского и речного транспорта являются компетентными национальными органами, ответственными за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью. Минтрансу России предоставлено право от имени Российской Федерации обращаться за помощью к иностранным государствам или принимать решение об оказании помощи при поступлении просьбы о ней.

В настоящее время сотрудничество по предупреждению и ликвидации разливов нефти в Арктическом регионе Российской Федерации осуществляется:

  1. На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море 1994 года и Совместного российско-норвежского плана по борьбе с загрязнением в Баренцевом море, разработанного в рамках этого Соглашения.
  2. На основании Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях 1989 года и Совместного плана чрезвычайных мер Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки по борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях, разработанного в рамках этого Соглашения.

В рамках вышеуказанных международных соглашений регулярно проводятся совместные учения, мероприятия по обучению и обмену опытом, встречи совместных групп планирования.

Специалисты Министерства транспорта принимают участие в заседаниях Рабочей группы Арктического совета по защите арктической морской среды (ПАМЕ), осуществляют выполнение рекомендаций Доклада о судоходстве в Арктике (АМСА), являющимся одним из программных документов Арктического совета, одобренным в 2009 году в Тромсё (Норвегия) на министерской сессии.

Кроме того, представители Минтранса России участвуют в работе Целевой группы Арктического совета по разработке и согласованию проекта Соглашения по сотрудничеству в сфере готовности и реагирования на морское загрязнение нефтью в Арктике, подписание которого планируется на Министерской сессии Арктического совета в мае 2013 года в Швеции.

В рамках работы в Международной морской организации Минтранс России участвует в разработке Обязательного кодекса для судов полярного плавания, так называемого Полярного кодекса.

Полярный кодекс будет охватывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха. При этом планируется, что требования Полярного Кодекса, связанные с охраной окружающей среды, будут распространяться на все типы судов, статусом выше, чем требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (Конвенция МАРПОЛ). Ожидается, что работа над Полярным кодексом завершится в 2016 году.

В развитие нормативно правовой базы регулирующей вопросы судоходства в российской зоне Арктики 28 июля 2012 г. Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути»). Федеральный закон о Северном морском пути вступил в силу 27 января 2013 года.

Сохраняя исторический титул «Севморпуть - исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике», законом вводится новое понятие – «акватория СМП» и устанавливаются конкретные границы этой акватории, упорядочивая тем самым организацию мореплавания в российской зоне Арктики.

Ряд функций обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения морской среды при плавании в акватории Северного морского пути возложены на создаваемую федеральным законом в форме федерального казенного учреждения Администрацию Северного морского пути.

Законом вводится разрешительный порядок допуска судов к плаванию по акватории Северного морского пути.

Общими и обязательными условиями допуска на Северный морской путь являются соответствие судна специальным требованиям по конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути, не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о страховании или ином надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности судовладельца за ущерб от загрязнений морской среды.

Во исполнение положений Закона Правительством Российской Федерации распоряжением от 15 марта 2013 г. № 358-р принято решение о создании Федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути», Минтрансом России подготовлены проект новых Правил плавания по трассам Северного морского пути, взамен утвержденных Министерством морского флота СССР в 1990 году. Разработана и размещена на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта проформа Декларации о готовности судна к плаванию на акватории Северного морского пути. На основании рассмотрения Декларации принимается решение о соответствии судна к плаванию в полярных условиях и допуску на акваторию Северного морского пути, при этом оценивается и готовность судна в отношении защиты арктических экосистем.

В российских морских портах, в том числе Арктического региона, экологическая безопасность обеспечивается посредством выполнения следующих основных мероприятий:

  • ежедневный контроль и очистка от мусора портовых акваторий, подходных каналов и фарватеров;
  • мониторинг состояния судоходных гидротехнических сооружений, санитарного состояния причалов и береговых откосов;
  • проведение работ по обеспечению необходимых глубин на маршрутах следования судов в порты и в районах гидротехнических сооружений, обеспечивающих судоходство в морских портах;
  • контроль соблюдения природоохранных российских и международных правил и стандартов при перевалке нефти и нефтепродуктов, при проведении грузовых и бункеровочных операций на рейдовых перегрузочных комплексах, нефтяных терминалах и специализированных причалах;
  • контроль соблюдения природоохранных правил на судах в отношении судового оборудования;
  • проверка на добровольной основе выполнения правил Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года.

Вопросы, касающиеся природоохранной работы, проводимой в морских портах, отражены и в документах «Обязательные постановления по порту».

Выполняя рекомендации Международной морской организации, проводится работа по размещению информации о портовых приемных сооружениях, доступных в российских морских портах, в разделе Глобальной интегрированной системы информации о судоходстве.

Во исполнение требований Конвенция МАРПОЛ и Всеобъемлющего руководства ИМО по портовым приёмным сооружениям 1995 года администрациям морских портов Российской Федерации дано инструктивное указание по разработке Планов управления судовыми отходами.

  • В рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» продолжаются работы по вывозу и утилизации с навигационных объектов Северного морского пути радиоизотопных термоэлектрических генераторов. Из 396-ти, на настоящий момент демонтировано и вывезено по различным финансовым программам 338 комплектов радиоизотопных термоэлектрических генераторов. В 2012 году демонтировано 44 объекта, на очереди осталось 58. Работы в данном направлении будут продолжены;
  • Одновременно, с целью создания современной комплексной системы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности плавания по акватории Северного морского пути, идут работы по установке перспективных альтернативных, экологически чистых источников питания солнечных батарей, ветрогенераторов и аккумуляторных батареи нового поколения, изготовленных с учетом жестких экологических требований. На сегодня проведена замена или модернизация более ста единиц средств навигационного оборудования, работающих от альтернативных источников энергии;
  • Продолжаются работы по замене светооптической аппаратуры плавучих и береговых средств навигационного оборудования на новую энергосберегающую аппаратуру на основе светодиодной оптики.

Особое внимание Минтрансом России уделяется вопросу организации аварийно-спасательного обеспечения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Для выполнения государственной задачи по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морских бассейнах Росморречфлотом и ФБУ «Госморспасслужба России» организовано несение аварийно-спасательной готовности (АСГ) в поисково-спасательных районах Российской Федерации. Установлено три вида готовности: постоянная, 30-ти минутная и 2-х часовая. Аварийно-спасательное обеспечение в районах Арктики в зоне ответственности Российской Федерации осуществляется силами и средствами Северного, Архангельского и Сахалинского филиалов ФГУП «Балтийское БАСУ».

В целях улучшения управления и координации поиска и спасания людей, терпящих бедствие в Арктических морях, в 2012 г. ФБУ «Госморспасслужба России» созданы морской спасательно-координационный центр Диксон, морской спасательный подцентр Певек, модернизирован морской спасательный подцентр Тикси.

В целях усиления обеспечения аварийно-спасательной готовности, а также для компенсации рисков вероятно возможных разливов нефти и нефтепродуктов планируется в 2013 году наращивание сил и средств – создание четырех передовых пунктов базирования аварийно-спасательного имущества и ЛРН оборудования. Данные пункты предполагается разместить в портах Диксон, Тикси (в зоне ответственности Северного филиала ФГУП «Балтийское БАСУ»), а также в портах Певек, Провидения (в зоне ответственности Сахалинского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ»). Закупленное водолазное и ЛРН оборудование для передовых пунктов базирования в портах Диксон, Тикси, Певек, Провидения, а также для размещения на ледоколах ФГУП «Атомфлот» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство» в них будет доставлено с открытием летней навигации 2013 года на трассах СМП.

В ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» для решения задач поисково-спасательного обеспечения в Арктическом и Дальневосточном регионах запланировано и ведётся строительство серий современных спасательных судов, имеющих категорию ледового усиления Icebreaker6 или Arc5:

  • три многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 7МВт, проекта MPSV06;
  • три многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 4МВт, проекта MPSV07.

Одним из сдерживающих факторов плавания по Северному морскому пути крупнотоннажных судов являются малые глубины на существующих традиционных маршрутах.

Осадка таких судов превышает 15 м, и они не могут плавать по традиционным маршрутам через проливы Санникова и Дмитрия Лаптева, где глубины не более 4 м и 9.0 м соответственно. Для крупнотоннажных судов, и прежде всего танкеров, нужны новые высокоширотные глубоководные маршруты – севернее Новосибирских островов и далее до пролива Лонга. Эти районы характеризуются слабой гидрографической изученностью, на некоторых участках планируемого маршрута на картах существуют белые пятна.

Многие участки высокоширотной трассы имеют глубины менее 40 метров и по международным требованиям должны быть обследованы площадной съемкой, дающей возможность со 100% гарантией обнаруживать все навигационные опасности с нанесением их на карты.

В этих целях ранее закуплены и установлены на специализированные суда ФГУП «Гидрографического предприятия» современные промерные комплексы для площадного обследования рельефа дна, благодаря которым с 2011 года проводятся исследования глубин высокоширотного маршрута.

Общий объём съёмки рельефа дна по состоянию на 2012 год составил 63.8 тыс. приведённых километров, а с учётом плана на 2013 год составит около 95 тыс. приведённых километров. Начиная с 2011 года Росморречфлотом проводится планомерная работа по формированию ведомственного картографо-геодезического фонда.

Арктическое судоходство, с использованием современной инфраструктуры, призвано обеспечить расширение ресурсной базы страны и социально-экономическое развитие арктических территорий при соблюдении жёстких требований к сохранности окружающей среды. При этом решается одна из главных задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года – реализация транзитного потенциала страны.

Таким образом, Российская Федерация проводит комплексную и целенаправленную работу по экологической безопасности и по обеспечению безопасности мореплавания в Арктике с использованием акваторий Севморпути и созданию благоприятных условий по его эксплуатации и дальнейшему развитию.