Статьи
25-04-15 08:59
Ходырев В.Я., Президент Транспортного союза Северо-Запада, Красников Л.С., Вице-президент Транспортного союза Северо-Запада, Гриняев С.Н., д.т.н., Генеральный директор АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов», Третьяков А.Г., советник Президента Транспортного союза Северо-Запада
Транспортные коридоры – будущее России. К вопросу о новом геополитическом раскладе сил будущей «Газовой цивилизации»

Второе десятилетие XXI века ознаменовалось резким обострением военно-политической обстановки в мире. Важнейшим фактором дестабилизации явилось осознание ведущими странами мира тех накопившихся дисбалансов мировой финансовой системы и глобальной экономики, в условиях воздействия которых уже невозможно говорить об эффективном поступательном развитии.

Понимание текущей ситуации сложилось из осознания того, что мировая финансовая система, основанная на долларе США и ориентированная на добычу, транспортировку и продажу нефти, как основы и «живительной влаги», «крови» современной цивилизации, сегодня подошла к своему закату: прогнозы ряда аналитических центров как на Западе, так и на Востоке, свидетельствуют о том, что экономически эффективные месторождения нефти находятся на стадии исчерпания и сохранение статус-кво возможно лишь в горизонте 15-20 лет, если не будет предпринято коренных изменений, важнейшим из которых становится замещение нефти на природный газ, а также на возобновляемые источники энергии. Сланцевая нефть лишь несколько оттягивает этот конец, причем за счет огромного вреда экологии. Столь значительные изменения, безусловно, приведут к тому, что и доллар как платежное средство и основа «нефтяной цивилизации», уже не сможет играть свою нынешнюю роль.

Изменение финансово-экономической структуры ведет к изменению баланса развития регионов планеты: Запад, как регион, доминировавший в условиях развитой нефтяной цивилизации, сегодня утрачивает свое значение в пользу развития Азии – будущего лидера новой, «Газовой цивилизации».

Перераспределение в балансе развития регионов приводит и к изменению карты ключевых потоков: финансовых, товарных, информационных, миграционных и др. Причем некоторые прежние потоки утрачивают свое значение, а новые стремительно приобретают вес и значение. Так, в частности, утрачивает свое значение трансокеанский маршрут «Лондон-Нью-Йорк», утрачивает значение и ряд маршрутов, проходящих через такой мировой торговый центр, как Сингапур. Растет популярность наземных, континентальных маршрутов: возрождается «Великий шелковый путь» поставки товаров и услуг из Китая на европейский и африканский рынки.

Следом за изменениями финансово-экономической структуры начинаются и изменения политические. Меняется структура союзов, региональных и глобальных организаций. На наших глазах развивается кризис НАТО, ЕС, СНГ и ООН. Появляются новые организации: ШОС, БРИКС и др. Следует полагать, что в ближайшие годы этот процесс продолжится.

Одним из важнейших геополитических проектов, призванным сформировать основу экономики новой эры является Евразийский экономический союз, основу которого заложили Россия, Казахстан и Белоруссия. Успех этого грандиозного проекта зависит от того, будет ли предложен некий суперпроект, который объединит всех участников и даст им возможность самореализоваться в условиях становления новой цивилизации.

Уже сегодня Россией заложены ключевые вехи новой, газовой цивилизации, доминирование которой придется на вторую половину XXI века – это магистральные газопроводы Северный и Южный (Турецкий) потоки и важнейший газопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), призванный обеспечить газом растущие потребности азиатских (прежде всего, китайской) экономик. На высшем политическом уровне принято решение о расширении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и участие России в проекте воссоздания «Великого шелкового пути».

Столь грандиозные проекты требуют изменений и в системе государственного устройства – то регионально-политическое деление России, которое существовало ранее, сегодня уже не способно обеспечить эффективную работу в новых условиях.

Каким же образом и как необходимо сегодня формировать российскую государственность, посредством чего обеспечивать эффективность ее работы в новых условиях новой зарождающейся ситуации?

Фундаментальным преимуществом России во все исторические эпохи (а сегодня, как никогда) определяется ее значительной территориальной протяженностью: девять часовых поясов обеспечивают уникальные транспортные преимущества России. Более того, Россия позволяет обеспечить переброску транспортных потоков как по Южному транспортному коридору из дальневосточных регионов, граничащих с Китаем, в западные, обеспечивающие выход на западноевропейский рынок, так и по Северному – посредством Северного морского пути.

Именно транспортные коридоры и богатые залежи природного газа обеспечат России реализацию целевой установки построения вначале регионального, а затем и глобального финансового центра. Однако в России этот финансовый центр будет не централизованным, каким они были в эпоху «нефтяной цивилизации» (Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк), а децентрализованным, объединяющим входы и выходы транспортных коридоров в единую глобальную систему.

Последнее особенно важно сегодня для обеспечения энергетической безопасности Китая: сегодня до 60% энергоресурсов и иных полезных ископаемых Китай получает морем. Доступ Пекина к северному коридору, вместе с запуском в эксплуатацию газопровода ВСТО открывают перед Поднебесной принципиально новые аспекты глобальной стратегии, позволяя обеспечить надежный тыл и сконцентрироваться на продвижении своих интересов в Юго-Восточном направлении и на иных континентах (прежде всего в Африке).

С возвращением России Крыма открываются еще более заманчивые перспективы для Китая – через участие в создании логистического узла на территории Крыма Китай обеспечит себе выход через черноморские проливы в Средиземное море и в Африку, а доступ к «Черному континенту» является давним стратегическим интересом Пекина.

Однако оставить транспортные коридоры без управления нельзя – государство потеряет в этом случае возможность контроля и получения прибыли от эксплуатации такой инфраструктуры. Необходимо создание специальных хабов или порталов управления потоками на входе  в транспортный коридор и на выходе из него. Плюс необходим единый координационный центр, обеспечивающий координацию и управление всеми созданными порталами в рамках единой системы.

Для обозначенной геополитической конфигурации для России актуально создание трех транспортных порталов и одного центра координации. Такие порталы должны быть размещены на Дальнем Востоке, в Крыму, на Северо-Западе нашей страны с центром координации всей этой системы в Москве.

На сегодня в России уже созданы ключевые элементы этой инфраструктуры будущего:

  1. На Дальнем Востоке. В период подготовку к саммиту АТЭС была восстановлена инфраструктура, развиваются энергетические проекты на Сахалине. Восстанавливается инфраструктура Курильских островов, что вместе с решением о признании Охотского моря внутренним морем России открывает новые перспективы развития региона. Отдельно следует указать на запуск проектов по модернизации Байкало-Амурской магистрали и строительство газопровода ВСТО.
  2. На Юге. Развивается инфраструктура Астраханской области, как головной в направлении выстраивания ответвления глобальных транспортных коридоров на Иран и страны Среднего Востока. Дагестан обеспечивает, как и Астрахань, выход к государствам Центральной Азии. С возвращением Крыма открываются перспективы создания на его территории мощного логистического центра обеспечения выхода транспортных коридоров через черноморские проливы в Средиземное море.
  3. Запад и Северо-Запад. Наиболее развитый регион. Инфраструктура Калининградской, Мурманской, Архангельской и Ленинградской области уже сегодня позволяет говорить о том, что на Северо-Западе создан портал координации и управления транспортными коридорами.

Таким образом, достаточно ясно вырисовываются контуры будущей России как координатора и управляющего агента сетью глобальных транспортных коридоров, обеспечивающих развитие новой «Газовой цивилизации», лидером которой станут государства Восточной и Юго-Восточной Азии.