Статьи
25-04-15 08:33
Иан Коулберн, Генеральный директор «Делойт», СНГ Геннадий Камышников, руководитель Группы по оказанию услуг предприятиям добывающей промышленности и энергетики в СНГ Елена Лазько, руководитель Группы по оказанию услуг предприятиям нефтегазовой промышленности в СНГ Андрей Панин, Департамент консультирования по вопросам налогообложения и права в СНГ
Особенности экологического мониторинга на шельфе Арктики

Начало XXI века охарактеризовалось резкой активизацией нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе. В связи с этим в регионе усилилась борьба за контроль над углеводородами. В ближайшие десятилетия лет данный регион станет центром мировой нефтедобычи. Большая часть неразведанных запасов залегает вблизи берегов Аляски, Канады и Гренландии, а почти все арктические запасы природного газа ― у берегов России. В 2015 году на российском шельфе Арктики будут проводиться геологоразведочные работы на 75 лицензионных участках. До 2020 года должно быть пробурено порядка 36 поисковых и 15 разведочных скважин.

Активное развитие нефтяных месторождений обуславливает необходимость четкого и последовательного экологического сопровождения геологоразведочных и строительных работ на шельфе. Основными регуляторами в области охраны окружающей среды в Арктике являются: Арктический совет, Комиссия ОСПАР, Хельсинкская комиссия (ХЕЛКОМ) и Международная ассоциация производителей нефти и газа (IOGP). Каждая из этих организаций вносит свой вклад в дело экологического регулирования и мониторинга. Остановимся на их деятельности более подробно.

Арктический совет ― международная региональная структура, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. Декларация о создании Арктического совета была подписана в 1996 году. Арктический Совет разработал принципы, определяющие набор рекомендаций и планируемых действий в арктическом регионе. Дискуссии между государствами ― членами Арктического совета выходят за рамки экологических проблем, он стал полноценной площадкой для решения геополитических вопросов.

Конвенция OSPAR («OS» ― Осло и «PAR» ― Париж) действует с 1972 года и ратифицирована 15 европейскими странами, которые сотрудничают в сфере охраны окружающей среды в Северо-Восточной Атлантике. Сотрудничество в сфере регулярного экологического мониторинга предусматривает реализацию совместных программ и развитие научных инструментов оценки. В 2014 году Комиссия OSPAR приняла обновленную стратегию совместного мониторинга и оценки на период до 2021 года. Особое внимание в стратегии уделяется разработке новых систем оценки состояния качества морской среды.

Деятельность Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ), существующей с 1992 года, направлена на охрану акватории Балтийского моря. ХЕЛКОМ не имеет прямого отношения к охране окружающей среды Арктики, но является достойным примером реализации природоохранных мероприятий в Балтийском море. ХЕЛКОМ вносит существенный вклад в совершенствование законодательных норм, касающихся охраны и мониторинга состояния окружающей среды, на государственном уровне.

Международная ассоциация производителей нефти и газа (IOGP) представляет собой мировую площадку для обсуждения лучшей практики достижения высоких показателей безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, социальной ответственности, инженерии и производства. Страны ― члены IOGP производят более половины мировых запасов нефти и около трети мировых запасов газа. Ассоциация разрабатывает новейшие принципы работы, среди которых ― использование уникальных технологий мониторинга, таких как биомаркеры и стационарные или мультисенсорные платформы.

В России по состоянию на начало 2015 года отсутствуют единые нормативные документы и требования, регламентирующие порядок проведения экологического мониторинга на шельфе. Единственными ориентирами при составлении программы экологического мониторинга являются лицензионные требования в сфере недропользования, предъявляемые к лицензионному участку, и прохождение государственной экологической экспертизы. В 2015 году были введены в действие четыре государственных стандарта, утвержденных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Примером международного сотрудничества ЕС и России по объединению экологических стандартов является проект «Гармонизация экологических стандартов (ГЭС) II в Российской Федерации».

Приоритетными направлениями экологического мониторинга на Арктическом шельфе являются разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения производственного экологического мониторинга; определение требований к разработке программы экологического мониторинга нефтегазовыми компаниями и порядок его выполнения; создание дорожной карты по упорядочиванию взаимодействия государственных органов, а также выстраивание взаимодействия с международными организациями и регуляторами, задействованными в сфере обеспечения охраны окружающей среды Арктики.

Следующим шагом должна стать наработка опыта по вопросам создания нефтегазовыми компаниями программ экологического мониторинга и их последующей реализации. И, наконец, расширение диалога с российскими и международными общественными организациями позволит обеспечить своевременное решение актуальных проблем в области экологической безопасности путем налаживания регулярного взаимодействия, обмена опытом и обсуждения приоритетных задач в масштабах Арктического региона и Российской Федерации в целом.