Статьи
13-09-22 03:41
Тина Солиман Хантер, профессор кафедры энергетического и природно-ресурсного права, университет Маккуори, Австралия, профессор, Томский государственный университет, Россия
Арктический совет в контексте геополитической напряженности

В условиях неопределенности Арктический совет, по-видимому, становится одной из важнейших межправительственных платформ для обсуждения и поиска решений по ключевым вопросам развития Арктического региона. Учитывая, насколько важна Россия для развития региона, приостановление сотрудничества Арктического совета с Россией не дает возможности решать проблемы.

Согласно Оттавской Декларации об учреждении Арктического совета (далее - Декларация), Совет был создан для целей устойчивого развития региона и интересов коренных народов по защите окружающей среды и оказании ей поддержки при коммерческой разработке ресурсов. Военные вопросы в Декларацию включены не были.

Целью АС является обеспечение сотрудничества на правительственном уровне по вопросам, касающимся арктической зоны, с первостепенным участием коренных народов. Данное положение означает, что Арктический совет не должен смешивать вопросы, связанные с военной сферой, с региональным развитием и сотрудничеством, поскольку миссия АС состоит в том, чтобы быть деполитизированным и демилитаризованным, находясь вне вопросов политики и военной безопасности. Кроме того, в Декларации нет положений, касающихся отмены встреч принимающей страны. Более близкой к данной тематике устанавливается ст. 5 Декларации, но в ней оговаривается необходимость ротации таких встреч. Для отмены заседания принимающей страны статья 7 требует, чтобы все государства - члены АС согласились с решениями Совета. Таким образом, решение стран, исключающее голос России за него, является незаконным, и такой шаг демонстрирует политизацию Арктического совета. Безусловно важно подчеркнуть, что Арктический совет политизируется.

Арктический совет не является форумом для обсуждения законности действий России на Украине – для такого обсуждения есть другие, подходящие по тематике и миссии форумы. Кроме того, функционирование АС не должно зависеть от действий или проступков какого-либо государства. Он должен функционировать для достижения целей, ради которых он был создан, а не в качестве форума для карательных мер против государства. В ином случае Арктический Совет оставляет открытым вопрос политизации действий любого другого члена Арктического совета, который действует не по воле других государств.

Нейтральный характер Арктического совета был продемонстрирован Норвегией, выдвинувшей АС на Нобелевскую премию в 2022 году. Данная аполитичная и невоенная направленность АС должна продолжаться для обеспечения гарантии соблюдения всеми членами как целей и задач Декларации, так и духа Арктического совета, особенно в отношении коренных народов и наций.

Вступление Финляндии и Швеции в НАТО

Теперь следует обратить внимание на перспективы действий Финляндии и Швеции. Следует иметь ввиду, что возможное вступление этих стран в НАТО состав Арктического совета, в который в основном входят арктические государства-члены НАТО, может оказать влияние на аполитичный и невоенный статус Арктического совета. Однако следует признать, что, учитывая невоенный и неполитический характер Арктического совета, возможное членство Финляндии и Швеции в НАТО не беспокоит Россию и вряд ли повлечет за собой какие-либо последствия.

В ближайшем будущем членство Финляндии и Швеции в НАТО может привести к стратегической конфронтации между Россией и другими арктическими государствами, где возможное расширение НАТО представляет прямую угрозу хрупкому статусу Арктики в социальной, экономической и военной сферах. Все арктические государства и наблюдатели Арктического совета должны знать, что Арктика является территорией, свободной от военных конфликтов, и соблюдать все международно-правовые аспекты регулирования деятельности Арктического совета, соглашений Арктического совета (как обязательных, так и факультативных).

Как отмечается в Преамбуле Декларации, «Арктический совет существует для предоставления средств содействия сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами с привлечением коренных общин Арктики и других жителей Арктики по общим вопросам региона, в частности вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды в Арктике». Мнение членов Арктического совета должно соответствовать данной норме.