Статьи
10-05-17 08:18
Журавель Валерий Петрович
Актуальные проблемы экологической безопасности в Арктике

22 февраля 2017 г. министр обороны России С.К.Шойгу в рамках «парламентского часа» в Государственной Думе сообщил, что армией выполнены мероприятия по экологической очистке Арктики в районе аэродрома Алыкель, на архипелаге Новая Земля, островах Котельный и Врангеля. Всего очищено 165 гектаров территории, вывезено 6500 тонн металлолома.

Основными экологическими проблемами Арктического региона являются: загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений и морским транспортом; сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания; изменение климата и таяние арктических льдов.

Масштабность промышленной деятельности вместе с происходящими и прогнозируемыми климатическими изменениями делает экосистему Арктики крайне уязвимой к возникновению внештатных аварийных ситуаций, способных нанести необратимый ущерб окружающей среде. В связи с этим формирование эффективной системы экологической безопасности и необходимость совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды в настоящее время становится все более актуальным как для государств, так и для компаний, участвующих в освоении углеводородных месторождений арктического шельфа.

Основными угрозами экологического характера в Арктической зоне Российской Федерации являются:

увеличение загрязнения и деградация компонентов природной среды в условиях растущей антропогенной нагрузки;

накопление отходов;

высокие риски и затраты при освоении природных ресурсов;

глобальные климатические изменения и их влияние на зону распространения вечной мерзлоты,

развитие опасных гидрометеорологических, ледовых и других природных процессов, увеличение риска и ущерба от этих процессов.

Особые экологические риски Арктического региона РФ можно условно разделить на три группы:

природно-экологические (выбросы метана; загрязнения арктических территориях стойкими органическими соединениями; возрастание глубины протаивания подземного льда);

технико-экологические (сохранение в течение длительного времени накопленного экологического ущерба  на объектах горнодобывающей, тяжелой и перерабатывающей промышленности, военно-промышленного комплекса; аварийные разливы нефти; выброс загрязняющих веществ, парниковых газов в атмосферу и морскую среду; сжигание нефтяного попутного газа; загрязнение морской акватории и почв);

социально-экологические риски (в результате последствий климатических изменений, нарушений уровня биологического разнообразия ограничиваются возможности своевременной адаптации коренных народов к происходящим изменениям, что  угрожает сохранению их традиционного уклада жизни).

2017 год, объявленный в России Годом экологии, это хороший повод разобраться  с некоторыми экологическими проблемами Арктики.

Приходится констатировать, что несмотря на особый статус региона и государственное вмешательство, осуществление арктических проектов пока все-таки остается в более сильной зависимости от фактора экономической эффективности, чем от экологической составляющей. Экологическое состояние Арктики и всех прилегающих островов постоянно ухудшается. Стало заметным обезлесение и истощение промысловой фауны. Леса страдают от варварских рубок и многочисленных пожаров. Количество зверья, птицы и рыбы сокращается под натиском браконьеров. Растительный покров и оленьи пастбищные луга безжалостно уничтожаются разнообразной гусеничной техникой. Нефтегазовая, горнодобывающая и металлургическая промышленность напрямую загрязняют значительные пространства северной природы, повсюду видны следы разрушения ландшафта, рельефа и почвы.

Основной угрозой экологии водного района является перевозка нефтепродуктов, бункеровка, попадание нефти в моря с буровых установок. Каждая тонна разлитой нефти может покрыть пленкой водную поверхность площадью 12 кв.км. Необходимо заметить, что в экваториальной зоне нефть разлагается быстрее, чем в северных широтах, а в воды Арктики за последние годы ее стало попадать больше. По данным океанологов, в моря и океаны нефть и другие углеводороды поступают: с судов, находящихся в море - 28%, со стоком рек - 28%, с берегов - 16%, с судов, находящихся в портах - 14%, из атмосферы - 10%, другими путями - 4%.

Крайне острой для Арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, брошенной техники, пустых металлических бочек, тары, заброшенных скважин и оборудования, накапливающихся в огромном количестве вокруг промышленных предприятий, портов и вблизи месторождений полезных ископаемых: нефти, газа, золота, олова. Среди широко известных загрязняющих веществ экологи особо отмечают оксиды серы и азота, нефтяные углеводороды, радионуклиды, твердые отходы, тяжелые металлы. Не до конца решен вопрос экологически безопасного захоронения ядерных отходов и утилизации списанных атомных подводных лодок. В настоящее время трудно оценить весь объем отходов, скопившихся в Арктике за весь советский период промышленного освоения Севера.

По мнению экспертов, существующие цены на услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами явно недостаточны для обеспечения комплекса мероприятий по вывозу отходов за пределы региона. Отсутствуют необходимые мощности по их переработке.

Большую угрозу представляют разливы нефти в Арктике. Их ликвидация во многом будет зависеть от особенностей растекания и трансформации пятна разлитой нефти, а также от изменяющейся динамики ледовой обстановки, уровня низких температур и гидрометеорологических условий (многочисленные шторма, сильный ветер, плавающие айсберги). Следует также учитывать удаленность и/или полное отсутствие береговой инфраструктуры для базирования и снабжения аварийно-спасательных формирований на всем протяжении СМП, проблемы логистики и техобслуживания оборудования и специальных судов ледового класса. Мы также должны признать отсутствие эффективных технологий ликвидации разливов нефти в сложных условиях арктических морей и четко разработанной системы межведомственного и межгосударственного взаимодействия мобилизации ресурсов и организации управления при ликвидации разливов нефти в Арктике.

Что необходимо делать?

Во-первых, надо тщательно изучить количество и место нахождения накопленного ущерба, провести его «инвентаризацию», дать оценку опасности всех источников загрязнения, сформировать единый государственный план работ по очистке арктических территорий, определить стоимость и последовательность выполнения необходимых работ с учетом территориальных особенностей регионов. При этом решить, где необходимо оставить захоронения мусора, так как нецелесообразно и экономически невыгодно вывозить мусор из труднодоступных и отдаленных местностей, а где его вывозить или обустраивать полигоны для захоронения и дальнейшей ликвидации отходов. На наш взгляд, вопросы утилизации отходов должны решаться по территориальной схеме, с учетом значительной удаленности населенных пунктов друг от друга и существующих проблем с транспортной инфраструктурой. Вывоз мусора из арктических регионов в рамках действующих тарифов обеспечить, по мнению экологов,  нереально. Для этого потребуются значительные денежные суммы, причем безвозвратные. Эксперты считают, что для очистки Арктики нужно, по крайней мере, 10–15 лет, так как во время северного завоза на арктических островах и побережьях десятилетиями оставляли огромные залежи бочек, тары и других загрязнителей.

Во-вторых, законодательно запретить захоронения всех видов отходов, чтобы не допустить дальнейшего накопления мусора в Арктической зоне РФ в виде несанкционированных свалок, установить специальные требования к организации обращения с твердыми коммунальными отходами в малых и удаленных населенных пунктах, военных гарнизонах, увеличить предельный срок накопления отходов на данных территориях с одного года до 3 лет, установить особый порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, в том числе за счет средств экологического сбора.

В-третьих, для практического решения вопросов необходима консолидация всех заинтересованных ведомств на федеральном уровне — Росимущества, Ростехнадзора, Минприроды, Минобороны и других. Нужно внимательно изучить и внедрять в практику современные технологии по утилизации отходов, которые, к примеру, при большой температуре превращают мусор в золу, которую в дальнейшем можно будет использовать для отсыпки дорог, а тепло, полученное от процесса сжигания, направить на обогрев помещений.

В-четвертых, любая деятельность в Арктике должна соответствовать самым строгим экологическим  нормам и правилам. Работа по охране окружающей среды и ликвидации негативных последствий промышленной деятельности в Арктическом регионе РФ будет только расширяться. Поэтому надо использовать передовой опыт. К примеру, существенный вклад в сокращение аварийных случаев на воде вносит правильная организация лоцманского обслуживания. Также нельзя не отметить международную практику повышения экологического стандарта использования судового топлива. Так, с 1 января 2015 г. в Балтийском море действует норма допустимого использования судового топлива с содержанием серы не более 0,1%. 16 марта 2017 г. Европарламент на своей пленарной сессии в Страсбурге принял резолюцию, в которой призвал страны к отказу от использования вязкого мазута на морском транспорте, проходящем через арктические воды.

В-пятых, для наиболее масштабного эффекта рационального использования окружающей среды Арктического региона РФ необходимо создание аналитической базы данных о возможных рисках и последствиях их влияния в Арктике, обеспечение интеграции политики экологической безопасности во все сферы развития экономики регионов, а также укрепление международного сотрудничества в сфере экологической безопасности, в том числе в вопросах разработки единых критериев правового регулирования охраны окружающей среды Арктики.

Успешное решение задачи комплексного природопользования позволит на долгие годы сохранить хрупкую экосистему Арктики, которая призвана стать гарантом безопасности для человечества на многие десятилетия.