Статьи
12-05-16 04:27
Камышанов В.И. , кандидат политических наук, доцент ИОН и ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, президент Федерации мира и согласия, международной организации с консультативным статусом при ЭКОСОС ООН и статусом участника Совета Европы
Двадцатилетие Арктического совета: на пути к безопасности и устойчивому развитию

Сегодня Арктика в центре внимания. Арктический потенциал привлекает всех, кто стремиться получить доступ к богатым возможностям – энергетическим, транспортным, ресурсным, экологическим.  Эти аспекты являются факторами объединения усилий различных стран и организаций, кампаний и исследовательских структур. Одновременно именно эти возможности являются причинами  противоречий  и конфронтации государств, прилегающих или проявляющих свой интерес к этому району земного шара.

Именно поиск механизмов равноправного участия в освоении арктического региона и стал одним из побудительных мотивов создания Арктического совета в 1996 году.

Нарастание современных противоречий в международном сообществе ставят в повестку дня проблемs безопасности и мирного освоения региона, создания основ доверия и соблюдения разноуровневых прав и интересов государств, занимающихся проблемами доступа к богатству Арктики.

Практика открытий в Арктике всегда подтверждалась признанием приоритета за первооткрывателями, и, безусловно, вклад России в научное исследование  в силу ее географического положения и подвижничества ученых  всегда находил мировое признание.

Ускоренное развитие мирового сообщества, нарастающие потребности в ресурсном обеспечении и общие глобальные вызовы, вырастающие из системного кризиса действующего мирового  экономического порядка, стали причиной формирования противоречий в отношениях между странами, исторически связанных с севером,  и тех,  что находятся за пределами полярного круга.

На протяжении десятилетий деятельность научно-экспертных структур и государственных институтов в вопросах сотрудничества в Арктике концентрировалась вокруг проблем, которые артикулируются как неполитические. Они связаны с наземными, морскими, криосферными, атмосферными, социально-гуманитарными и межсекторальными возможностями для сотрудничества. Именно на этих направлениях сосредоточено, например,  внимание Международного научного Арктического комитета, (МНАК).. Другим примером может служить Университет Арктики (UArctic) представляющий собой  совместнаю сеть университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и других организаций, занимающихся вопросами образования и научных исследований о севере.

Однако круг организаций, вовлеченных в систему выработки решений по Арктике, понимания ее места в отношениях между странами, значительно шире.

Современная обстановка в мире показывает, что политическое противодействие позитивным задачам, направленным на решение сотрудничества международного сообщества по наиболее острым вопросам обеспечения эффективного, устойчивого и безопасного развития, сегодня требует консолидации  на конструктивной основе представителей общественного и экспертного сообщества.

Этот путь сложен, что отражается в разнообразии взглядов на актуальные возможности сотрудничества в Арктике.  Одним из  подтверждений этого  является различие в подходах к пониманию ядерной безопасности в регионе. Существуют разные концепции – от создания в Арктике зоны свободной от ядерного оружия до создания в Арктике зоны мира.[1]

Важную роль в формировании общественного мнения в вопросах международного сотрудничества и безопасности, в поиске решения проблемы обеспечения мирного и не конфронтационного освоения Арктики призваны играть широкие неправительственные силы, которые вовлечены в обсуждение и мониторинг проблем арктического сотрудничества. Сегодня они разобщены, ограничены в каналах для ведения диалога. Для этого необходимо создать возможности для обсуждения этих проблем на неформальном, неправительственном уровне, в том числе под эгидой Арктического совета.

[1] http://interactioncouncil.org/proposal-arctic-nuclear-weapon-free-zone