Статьи
25-04-15 09:21
Федотовских А.В. Председатель правления Союза «Северные промышленники и предприниматели» / РСПП, к.э.н., PhD, профессор РАЕ. Потеряхин В.В. Заместитель Главы РОР «Союз руководителей Заполярья», член Арктической академии наук
Создание единой условно-анклавной экономической политики на территориях Арктической зоны РФ

Школьный курс экономической географии позволяет вспомнить, что в средних и южных широтах требуются меньшие затраты на организацию рабочих мест и производств, чем в условиях Крайнего Севера. Создание лучших условий требует больших затрат, а значит снижает эффективность инвестиционных вложений в более северных территориях. Поэтому при равных условиях инвесторы, как правило, предпочитают вкладывать средства в центральную часть РФ с развитой инфраструктурой, действующими налоговыми преференциями и высокой степенью транспортной доступности, включающей различные виды сообщения.

Развитие Русской Арктики напрямую связывают с добычей полезных ископаемых и освоением шельфа. Сегодня для арктической нефтедобычи наступили сложные времена из-за падения мировых цен на нефть, но перспективы развития Арктических проектов колоссальные. Еще одна мировая тенденция  — возрастание сырьевых ресурсов как объекта глобальной международной конкуренции. В свою очередь, это приведет к возрастанию значения регионов, располагающих ресурсами. Это не столько полезные ископаемые, сколько концентрация человеческих и инфраструктурных ресурсов. Для примера, в США города, построенные на вечной мерзлоте, слаборазвиты, представляют собой в большинстве своем малоэтажную застройку, площадь поселений небольшая. Российские Норильск, Якутск и другие города – яркий пример качественно развитой инфраструктуры в сложнейших климатических условиях.

Однако вопросы развития приарктических территорий, несмотря на принятие ряда федеральных законодательных актов, в большинстве своем не решаются, продолжается отток трудоспособного населения, новые инфраструктурные проекты воплощаются тяжело. Крайнему Северу нужна единая особая экономическая политика - «северизация» - комплекс мер для северных регионов, предложенный «Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области» в 2011 г. Специфичность ведения экономики в условиях Арктики отмечали видные советские ученые. Так академик АН СССР А.Г. Гранберг в своих монографиях «Экономика Сибири в разрезе широтных зон» (1985 г.) и «Основные положения "Российской программы развития районов Севера на 15-20 лет"» (1991 г.) неоднократно указывал на особое ведение хозяйствования на Крайнем Севере.

Крайний Север как внутригосударственный условный анклав.

Территории, входящие в Арктическую зону РФ, можно назвать условно-анклавными с момента их активного освоения в СССР: приполярные районы всегда характеризовал замкнутый тип расселения и минимальные межтерриториальные связи из-за удаленности друг от друга. Крайний Север можно назвать своего рода территориальным анклавом государства в государстве. В ситуации с образованием северных анклавных автономий ничего плохого нет. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом глобальной промышленной стратегии и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста, в основном экспортных, инновационных и научно-технических. По существу это то, на что нацелена деятельность создаваемых в ДФО и ряде регионов Сибири территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР, ТОСЭР). 

Северная анклавная экономика – не прецедент. Она наиболее развита за рубежом: в США (Аляска), в Гренландии и Исландии. И хотя территории Арктической зоны РФ по определению не являются анклавами, их изолированность влияет на экономические процессы. В первый момент это касается Таймыра, Якутии, Чукотки. Северные страны особое внимание уделяют решению вопросов предпринимательства коренных малочисленных народов и саморазвитию местных бизнес-сообществ. Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку российский Север должен обратить внимание на расширение приграничного и трансграничного сотрудничества для трансляции опыта зарубежных коллег из стран, ведущих постоянную хозяйственную деятельность на Крайнем Севере.

Первоочередные меры особой экономической политики.

Возвращение России в Арктику – долгосрочный, сложно организованный проект, в котором принимают участие не только государство и крупный бизнес, но и общество и СМИ. Однако только государство может заинтересовать своих граждан обратить внимание на приарктические территории для переезда на постоянное место жительства. Для этого нужно создать условия для такой миграции.  

В отличие от других государств мира Россия имеет ряд крупных городов в Заполярье с населением свыше 100 тыс. человек. С одной стороны такие города - бремя для бюджетов всех уровней и градообразующих компаний, с другой — выстроенная инфраструктура, эффект городской и промышленной агломерации и генерирование инноваций изнутри. В 2007-2009 гг. Союз «Северные промышленники и предприниматели» предлагал проекты создания и развития приарктических агломераций  и условно-анклавных экономик, однако, в федерации посчитали такие предложения преждевременными и ущемляющими другие регионы России.

Совместная задача, стоящая перед органами МСУ и бизнес-сообществом - добиваться от федеральной власти создания иных, более мягких экономических условий для повышения эффективности вложения инвестиций на северах путем внедрения различных инструментов:  

  1. Разработка «Кодекса арктических экономических законов». В РФ все субъекты Федерации действуют на основании унифицированного общероссийского законодательства. Развитие отдельных макрорегионов находится в неравных условиях по сравнению с другими. Формальное равенство создает неравенство. Однако при этом Крым, Северный Кавказ и ДФО находятся в более благоприятных условиях. Необходимо принятие свода актов ограниченного территориального действия применительно только к территориям Арктической зоны РФ.
  2. Реализация в городах Заполярья базовых проектов на основе инновационного развития: развитие сети индустриальных парков; открытие филиалов крупных университетов, в первую очередь, федеральных; бизнес-инкубаторов и инфраструктурных проектов поддержки бизнеса.
  3. Активизация бизнес-среды приарктических территорий, помощь в реализации стратегически важных для каждой территорий проектов, создание условия для тиражирования экономически выгодных идей по всем регионам Заполярья вместо вливания бюджетных средств в инфраструктуру.
  4. Пересмотр системы кредитования бизнеса, ведущего деятельность в Арктической зоне РФ. Необходим т.н. «медленный длинный рубль», вкладывающийся в просчитанное освоение Севера колоссальной отдачей. Инвестировать только в обоснованные, просчитанные многолетние проекты.
  5. Существенный пересмотр взаимоотношений федерального центра и приполярных регионов в части управления и налоговой политики. Делегирование полномочий из Москвы на региональные и локальные уровни, аналогично реализованным схемам за рубежом.
  6. Освобождение от уплаты налогов предприятий, созданных представителями коренных малочисленных народов Севера, со специализацией на традиционные промыслы. Компенсация авиаперелетов (льготные тарифы) на внутренних региональных рейсах для оленеводов, представителей других профессий из числа коренных народов.

В феврале 2015 г. создана правительственная  Комиссия по развитию Арктики. Организация такой структуры ожидалась на протяжении минимум последних 10 лет. В числе приоритетов Комиссии – экономическое развитие Севера. Но инвестиции пойдут на Север потоком только в том случае, когда государство сможет изменить условия работы инвесторов в средней полосе страны и на Крайнем Севере, создав для «северных» инвесторов ряд преференций. Тогда Арктика станет цитаделью условно-анклавной экономики России. В сочетании с приемлемой системой оплаты труда с учетом северных надбавок и коэффициентов такие меры дадут заинтересованность населения оставаться и трудиться в северных регионах.