К середине XXI века людям не понадобятся Суэцкий и Панамский каналы: выгоднее будет перевозить грузы по Арктике через Северный полюс, который растает из-за потепления. Полярные пути принесут не только экономическую выгоду, но и политические трения.

В настоящее время на законодательном уровне не определена территория и границы Арктики. В международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей – Северный полярный круг (66°33’ северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».

С давних пор Арктика привлекала людей своими тайнами. Загадочное северное сияние пробуждало у неутомимых путешественников желание бросить вызов ледяной стихии, ученых – постичь законы вершины мира.

В условиях обострившейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа существенно возрастает значение российского атомного ледокольного флота, как наиболее эффективного инструмента обеспечения транспортной и хозяйственно-экономической деятельности в Арктической зоне.

В настоящее время Арктика рассматривается многими государствами как стратегический регион в связи с колоссальными запасами углеводородов и усилением роли факторов и условий, лежащих в основе политической и энергетической безопасности ведущих индустриально развитых стран мира.

Разработка шельфа – тема, которая давно бередит умы и карманы нефтегазовых компаний во всем мире. Побережья Африки, Латинской и Северной Америк привлекают инвесторов, Дальний Восток, Каспий и арктические просторы вызывают у энергетических гигантов острый интерес.