Новости

В Арктике на судне «Академик Трешников» началась совместная российско-американская научная экспедиция NABOS-2021.

В ночь на 11 сентября в Арктику вышла российско-американская морская экспедиция, в рамках которой участники намерены провести исследования в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море и в глубоководной части Северного Ледовитого океана.

«Научно-экспедиционное судно “Академик Трешников” покинуло норвежский порт Киркенеса с международной группой учёных из России, США, Японии и Норвегии на борту», – указывается в сообщении.

По заявлениям организаторов, одна из целей экспедиции – изучение климатических изменений в Арктике.

Летные испытания первого российского спутника "Арктика-М" для мониторинга климата арктического региона завершены, космический аппарат принят в эксплуатацию, сообщил "Роскосмос".

"Госкомиссия рассмотрела результаты летных испытаний, принято решение испытания завершить, рекомендовано передать систему "Арктика-М" с космическим аппаратом "Арктика-М" номер 1 в эксплуатацию", - говорится в сообщении на сайте госкорпорации.

Первый спутник "Арктика-М" был запущен в феврале 2021 года. Аппарат с расчетным сроком службы в семь лет создан в НПО Лавочкина. Он решает задачи оперативной метеорологии, гидрологии, агрометеорологии, мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе. Для этого спутник оборудован двумя многозональными сканирующими устройствами, которые будут делать многоспектральные изображения облачности и поверхности Земли в видимом и инфракрасных диапазонах.

Кроме того, на "Арктике-М" установлен гелиогеофизический аппаратурный комплекс для контроля и прогноза вспышечной активности Солнца и радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве, а также аппаратура для ретрансляции метеоинформации и сигналов от аварийных радиобуев международной космической поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ.

Российская орбитальная группировка для мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе будет состоять из двух спутников "Арктика-М". Это обеспечит круглосуточный всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана. Запуск второй "Арктики-М" намечается в 2023 году, еще трех спутников – в 2024-2025 годах. Им на смену после 2025 года предполагается отправить пять спутников нового поколения "Арктика-МП".

Министерство природных ресурсов и экологии оценило объем ресурсов арктических морей России в 15,7 млрд тонн нефти, 91,7 трлн куб. м газа и 4,7 млрд тонн конденсата.

"Ресурсы акваторий оцениваются в 15,7 млрд тонн нефти, 91,7 трлн кубометров газа и 4,7 млрд тонн конденсата. При этом степень разведанности начальных суммарных ресурсов по промышленным категориям составляет 4,7% по нефти, 10,1% по газу и 6,1% по конденсату. Очевидно, что для перевода потенциала в запасы необходима геологоразведка", - сказал глава Минприроды Александр Козлов.

Козлов отметил, что сейчас в арктических морях - Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском, Беринговом - практически отсутствует буровая изученность, а степень разведанности ресурсов не превышает 3%.

"Но изучение этих морей дело не завтрашнего дня, нет нефте- и газотранспортной инфраструктуры, там сложная ледовая обстановка. Пока интересы компаний сосредоточены в Карском, Каспийском, Охотском и Печорском морях", - подчеркнул он.

Студенты-волонтеры проекта "Чистая Арктика", участвующие в экологическом субботнике в якутском поселке Тикси, уже собрали около 70 тонн металлолома, а за все три дня стартовой миссии проекта предполагается собрать до 300 тонн металла и 250 кубометров других отходов, сообщил глава Якутии Айсен Николаев.

"В Якутии на долю арктических территорий приходится более 80% скоплений металлолома. Очистить побережье Северного Ледовитого океана от ржавых бочек и металлических конструкций - задача, решить которую можно только объединенными усилиями власти, бизнеса и волонтёрского сообщества. Без "генеральной уборки" в Арктике, на важность которой не раз обращал внимание президент страны, невозможно говорить о новых стандартах качества жизни людей, живущих и работающих здесь", - сказал Николаев.

Он сообщил, что всего в рамках реализации проекта "Чистая Арктика" за пять ближайших лет предстоит вывезти около 100 тысяч тонн лома из арктических районов республики.

"Для этого потребуется не только его собрать на местах, но и создать систему сбора и транспортировки — от пунктов приёма до вопросов логистики. Первая партия груза, собранная волонтёрами с помощью местных жителей в Тикси, на барже будет доставлена на железнодорожную станцию Нижний Бестях, откуда отправится на переплавку", - уточнил глава Якутии.

Строительство Северного широтного хода (СШХ), как ожидается, завершится в 2027 году.

"Общая стоимость реализации проекта в настоящее время оценивается около 0,5 трлн рублей, завершение строительства ожидается в 2027 году", - говорится в сообщении по итогам совещания в Салехарде под руководством министра экономического развития России Максима Решетникова.

По словам председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольги Савастьяновой, СШХ свяжет Северную железную дорогу с Северным морским путем через порт Сабетта. Это улучшит логистику и откроет новые рынки для компаний, которые рассматривают возможности инвестировать в проекты по разработке расположенных в Коми месторождений полезных ископаемых.

Северный широтный ход - проект железной дороги длиной 707 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги и даст возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал. Прогнозируемый объем перевозок по СШХ составит 23,9 млн тонн грузов в год, основную часть будет составлять, в частности, транспортировка газового конденсата. Также проект позволит ускорить перевозки контейнерных грузов.