Новости

Первый российский спутник "Арктика-М" для мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе планируется отправить на околоземную орбиту в июне 2019 года, сообщил РИА Новости в воскресенье источник в ракетно-космической отрасли.

"Пуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и первым гидрометеорологическим спутником "Арктика-М" планируется в июне 2019 года", - сказал собеседник агентства РИА Новости.

В России начали создание нового метеоспутника "Арктика-М"

Ранее сообщалось, что второй спутник "Арктика-М" планируется запустить в 2021 году. В федеральной космической программе России на 2016-2025 годы также имелись планы осуществить запуски еще трех аппаратов "Арктика-М" в 2023, 2024 и 2025 годах, однако контракт на их производство еще не заключен.

По набору оборудования спутник "Арктика-М" будет аналогичен геостационарным метеорологическим аппаратам серии "Электро-Л". "Арктика-М" будет размещена на высокоэллиптической орбите, что позволит ей собирать метеорологическую и гидрологическую информацию о состоянии полярных областей Земли, которые плохо просматриваются геостационарным комплексом "Электро-Л".

Орбита "Арктики" имеет свои особенности - аппарат будет периодически удаляться от земной поверхности и давать разномасштабные изображения, у него будет отличная от вращения Земли скорость, а также непрерывное изменение ракурса съемки. Все это повышает риски получения дополнительных деформаций изображения и требует использования специальных процедур нормализации, которые будут эффективны только при наличии высокоточных измерений параметров движения съемочной системы.

После выведения на орбиту двух аппаратов этой серии Гидрометцентр России будет непрерывно получать оперативную информацию о состоянии атмосферы и поверхности на полюсах Земли. Это позволит повысить точность моделей при составлении краткосрочных прогнозов погоды и даст ученым большой объем новых данных для изучения феномена глобального изменения климата.


 

Источник: https://ria.ru/20190120/1549616819.html

Вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев готовит предложения по созданию системы преференций для поддержки проектов, реализуемы в Арктической зоне РФ. Об этом он сообщил в среду журналистам.

"Арктика очень сложный регион. Если на Дальнем Востоке инфраструктуры недостаточно, то в Арктике ее во многих частях просто нет, поэтому проекты там надо очень серьезно поддерживать, мы должны создать такую систему, она не может быть зеркальной от Дальнего Востока. Сказать честно, она должна быть более, скажем так, акцентирована, то есть государство должно проявлять к проектам, реализуемым в Арктике, даже больше внимания. Я такие предложения готовлю, мы их будем вместе обсуждать", - сказал он.

Трутнев отметил, что для работы по арктическим проектам нужна координация. "Нужен центр, где эта вся информация будет собираться и координироваться усилия министерств и ведомств, по тому какие порты строим прежде всего, за счет каких источников финансирования, сколько ледоколов атомных и в какой год, об этом все еще же дискуссии продолжаются", - пояснил он.

18 января премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с президентом Владимиром Путиным предложил передать все вопросы Арктики в Минвостокразвития и назвать его Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктической зоны. Путин с такой инициативой согласился, как и с предложением Медведева ввести пост первого замглавы Минвостокразвития по вопросам Арктики.

По словам Трутнева, именно Минвостокразвития должно стать центром компетенций. "Мы точно не отменяем работу Минприроды, Минтранса, МИД, Росатома, которая будет направлена на развитие территории, но в Арктике сегодня нет общей системы поддержки, нет общей системы преференций. Например, приходя на Дальний Восток, люди знают, какими дополнительными льготами они могут пользоваться, в Арктике - нет. Там есть преференции для частных проектов, но какой-то общей преференциальной системы нет", - уточнил вице-премьер.

Ранее сообщалось, что штат Минвостокразвития будет расширен после передачи в его ведение вопросов развития Арктической зоны. Трутнев сообщал, что дальневосточные институты развития - Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала, Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта - также "будут работать на Арктику".


 

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6032435

Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии укомплектуют кадрами в ближайшее время, его глава уже приступил к работе и планирует рабочие поездки в северные районы республики. Об этом сообщил ТАСС во вторник глава Якутии Айсен Николаев в кулуарах Гайдаровского форума.

Министерство было создано 30 декабря 2018 года указом главы Якутии на базе государственного комитета по делам Арктики. Руководителем был назначен Александр Саввинов, который с начала 1990-х работал в органах исполнительной власти и коммерческих структурах региона, в течение трех созывов руководил Якутской городской думой.

"Министерство еще не укомплектовано, проходят конкурсные процедуры на различные должности. В новом министерстве будет работать 25 человек. Думаю, что в ближайший месяц укомплектуем. Министр приступил к работе, в ближайшие недели предполагаются рабочие поездки в арктические улусы", - сказал он.

Новое министерство будет заниматься комплексным развитием якутской Арктики, площадь которой составляет около 1,5 млн кв. км. "Из арктической части Якутии продолжается отток населения, за последние 8 лет население сократилось на 8%. Нет крупных предприятий, многие месторождения полезных ископаемых не разрабатываются, достаточно серьезный ниспадающий тренд есть в традиционных отраслях - рыболовства, оленеводства. Все это сказывается на судьбе коренных малочисленных народов Севера", - объяснил глава республики потребность в комплексном развитии якутской Арктики.

В частности, министерство будет заниматься социально-экономическим развитием северных территорий, реализацией инфраструктурных проектов. Упор будет сделан на развитие транспортной инфраструктуры вокруг Северного морского пути, на реконструкцию портов и создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи, строительство которой начнется в 2019 году. Также министерство займется вопросами развития традиционных видов деятельности: оленеводства и рыболовства.

Гайдаровский форум - ежегодная международная научно-практическая конференция в области экономики, проводится с 2010 года. Организаторами форума выступают Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). ТАСС - генеральный информационный партнер Гайдаровского форума.


 

Источник: https://tass.ru/arktika-segodnya/6000194

BBC представила телевизионный документальный фильм Blue Planet II («Голубая планета II»), показавший как захватывающую дух красоту северных морей, так и глобальные угрозы, с которыми они сталкиваются.  

Сейчас глобальное внимание приковано к океанам нашей планеты. Шок от некоторых из самых изолированных и нетронутых сред мира, задыхающихся от загрязнений, в частности, от пластика, подчеркнул необходимость глобальных преобразовательных действий.

Проведение Всемирной экономической конференции «Программа действий по океану» (Ocean Action Agenda) является одним из практических примеров налаживания глобального сотрудничества на высоком уровне. Для того, чтобы эта инициатива максимально использовала свой потенциал, надо уделять особое внимание морской среде Арктики.

В то время как на нашей планете есть пять океанов - Атлантический, Тихий, Индийский, Арктический и Южный (Антарктический), - именно Северный Ледовитый океан наиболее подвержен изменению климата. На самом деле, эти изменения происходят на наших глазах; мы уже потеряли более половины арктического летнего морского льда.

Существуют четыре причины, по которым Северный Ледовитый океан отличается от других океанов и имеет решающее значение для выживания нашей планеты.

Во-первых, в то время как эта относительно небольшая (по стандартам океана) морская среда занимает всего 1% объема мирового океана и лишь 3% площади поверхности мирового океана, ее влияние на глобальную климатическую систему непропорционально велико.

Во-вторых, хотя и небольшой по площади, он принимает более 10% мирового речного стока, в него впадают 20 из 100 самых длинных рек в мире.

В-третьих, арктический морской домен занимает около трети береговой линии мира.

И, в-четвертых, Северный Ледовитый океан содержит четверть континентального шельфа в мире, имеющего огромное социально-экологическое значение. 

Во всех отношениях маленький Северный Ледовитый океан держится в топе на мировой арене.

Он отличается от других океанов и является важнейшим фактором глобального океанического конвейера. Например, Гольфстрим и Североатлантическое течение строго регулируются процессами, происходящими в Арктике. Северный Ледовитый океан далек многим из нас, но его влияние чувствуется повсюду.

Процессы, происходящие в Арктике, играют жизненно важную роль в соединении Тихого океана и Атлантики. Легендарный Северо-Западный проход - это не просто пункт назначения для исследователей и коммерческих судов; Арктика - это океанографическая цепь, которая связывает воедино и влияет на другие морские регионы и глобальную климатическую систему.

Изменения глобальной температуры оказали в высшей степени заметное влияние на Северный Ледовитый океан. Только за последние два десятилетия летнее покрытие морским льдом в Северном Ледовитом океане сократилось примерно на семь миллионов квадратных километров до чуть более 3 миллионов квадратных километров. Эта потеря представляет собой почти суммарную площадь всех стран мира.

Океанские воды становятся все более кислыми, а концентрация кислорода снизилась почти на 8% только за последние 50 лет.


 

Источник: https://vistanews.ru/redaktor/284612 

В США заявили о намерении отправить военные корабли в Арктику. Член Экспертного совета коллегии ВПК Виктор Мураховский в эфире радио Sputnik отметил, что без поддержки России американским ВМС придется действовать на свой страх и риск.

Американские военно-морские силы планируют разместить на Алеутских островах патрульные самолеты для слежения за деятельностью России в Арктике, сообщили в ВМС США. Зачем это нужно американцам, объяснил в эфире радио Sputnik политолог Евгений Бень. 

Глава ВМС США Ричард Спенсер заявил, что Вашингтон летом отправит в Арктику военные корабли для проверки их работы в высоких широтах, сообщает USNI News.

В октябре 2018 года "Гарри Трумэн" стал первым за 27 лет американским авианосцем, пересекшим Северный полярный круг. Его поход был частью учений НАТО в Норвегии под названием Trident Juncture. В альянсе открыто заявляли, что главная цель – проверка боеспособности войск в условиях холодного климата и тренировка переброски больших подразделений.

Как отмечает издание, во время учений "Гарри Трумен" не испытывал особых трудностей, однако корабли сопровождения проявили себя не лучшим образом.

По словам Спенсера, последним классом американских кораблей, оснащенных паровыми системами для удаления льда, были крейсеры "Тикондерога". Более современные не располагают такой опцией.

Спенсер призвал усилить требования объединенного командования НАТО к операциям в Арктике.

Глава американских ВМС также съязвил в отношении российской активности в регионе. В Кремле неоднократно подчеркивали, что деятельность российских кораблей осуществляется в исследовательских целях и для спасательных операций. "Я думаю, нам тоже стоит поискать там исследования и спасательные операции", – заявил Спенсер.

После он пояснил, что это был ироничный комментарий и настоящая цель США – обеспечение свободы судоходства.

Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, военный эксперт Виктор Мураховский в эфире радио Sputnik прокомментировал заявление главы ВМС США.

"У них (США – ред.) есть программа действий по обеспечению свободы мореплавания. В основном, они плавают пока в южных морях, например, проходят Тайваньским проливом, возле насыпных островов, которые сделаны в Южно-Китайском море… Но сейчас они решили пройти Северным морским путем, а точнее не самим Севморпутем, который частично проходит в территориальных водах Российской Федерации, а примерно параллельным маршрутом, проверить, насколько это доступно для американских кораблей. Что ж, можно сказать – флаг им в руки. Я даже не уверен, что они туда пошлют боевой корабль, скорее, какого-то ледокольного типа судно", – сказал Виктор Мураховский.

 

Он отметил, что американцам было бы целесообразно в данном случае обратиться за поддержкой к России.

 

"Мы всегда предлагали не рисковать иностранным кораблям, в том числе военным, а проходить именно Северным морским путем под нашим лоцманским сопровождением и при необходимости в сопровождении наших ледоколов. Россия обладает самым большим ледокольным флотом и самым большим опытом прохождения Севморпутем. Так что мы, конечно, преград американцам строить не будем, они имеют право плавать в международных водах. Но если они к нам не обратятся за помощью и поддержкой, то пойдут на свой страх и риск. Арктика – это дело суровое, всякое там может случиться", – отметил эксперт.Летом 2018 года глава Минобороны РФ Сергей Шойгу предупреждал об угрозе конфликтов в Арктике. Немецкие СМИ позже писали, что действия США по "обеспечению свободы морской навигации" будут вестись в районах, на которые претендует Россия, и могут привести к повторению "керченского инцидента".


 

Источник: https://ria.ru/20190111/1549243721.html