Новости

Арктика становится ближе. Во всяком случае, для 14 московских школьников, которые готовятся отправиться к Северному полюсу в составе 11-й Большой Арктической экспедиции. Накануне старта семеро из них - юноши и девушки в возрасте 16-17 лет - форсировали полынью в Большом Строгинском затоне. Так прошел заключительный этап подготовки отряда "Полюс" перед покорением арктических льдов на лыжах.

Этот водоем, конечно, не Северный Ледовитый океан, да и апрельская температура воздуха в Москве повыше, чем в Арктике. Длина проруби - всего лишь около 10 метров, а глубина здесь - не более 2 метров. Тем не менее, такая тренировка позволяет ребятам отработать навыки преодоления препятствий на воде, отточить технику плавания, а также психологически приготовиться к первому шагу в ледяной океан - шансы встретить на маршруте полынью велики.

Прямо поверх зимней экипировки надевается яркий гидрокостюм. Плавать на спине в нем не очень удобно - можно легко перевернуться. Зато этот костюм обеспечивает теплоизоляцию и защищает от возможных повреждений. Кроме того, он очень легкий - чтобы не добавлять веса и без того тяжелой одежде.

Все участники экспедиции прошли строгий отбор. Михаил Абалихин - один из тех, кто проверил свои силы в условиях, максимально приближенных к арктическим. Юноша прошел 100 км на лыжах по снегам Карелии - после таких испытаний любой полюс по плечу. "Главный мой страх - что не встречу белого медведя. Уж очень хочется его увидеть", - отмечает Миша.

Бессменный руководитель молодежных экспедиций в Арктику - знаменитый путешественник Матвей Шпаро. Он убежден: юношей и девушек, которые готовятся к старту, можно сравнить с космонавтами.

- Все-таки Арктика - это ближний космос. Это природа, которая однозначно враждебна человеку. Она как была против того, чтобы ее открывали 100-200 лет назад, то же самое и сейчас осталось. Пурги - как были, так и есть, морозы минус тридцать - минус сорок как были, так и есть. Бешеные ветра, бешеные торосы. Я думаю, что с теми же сложностями, с которыми встречались Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, столкнутся и ребята. Но благодаря тому, что они вместе, благодаря тому что, с ними рядом будут достаточно опытные руководители, все должно пройти хорошо.

Матвей Шпаро - сын знаменитого полярного путешественника Дмитрия Шпаро, чья экспедиция первой в мире достигла Северного полюса на лыжах в далеком 1979 году. Семейная традиция продолжается, и спустя 40 лет в Арктику собирается дочь Матвея Шпаро Катя. Девушка мечтала о полярных снегах с раннего детства. По ее словам, физические трудности пугают мало: главное - психологический настрой и поддержка своей команды. Отвечая на вопрос, на кого из исторических личностей стоит ориентироваться молодежи, Катя выделяет первооткрывателей Антарктиды Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, а также космонавта Юрия Гагарина. "Мы, конечно, будем уже не первыми, но все равно - до Северного полюса доходят единицы", - отмечает она.

Школьники отправятся покорять ледники 10 апреля. Параллельно с отрядом "Полюс" будет работать еще одна экспедиция - научная. Ребятам из отряда "Барнео" предстоит ставить опыты на дрейфующей станции, измерять солнечность и температуру Северного Ледовитого океана, а затем делиться своими открытиями в школах.


 

Источник: https://rg.ru/2019/04/05/arktika-eto-blizhnij-kosmos-shkolniki-gotoviatsia-pokoriat-severnyj-polius-video.html

Участники историко-краеведческой экспедиции центра "Арктика" в пятницу отправилась по пути русских полярных первопроходцев Василия Прончищева, Харитона Лаптева, участвовавших в Великой Северной экспедиции середины XVIII века. Протяженность маршрута по Северной Земле составит около 1,5 тыс. км, сообщил ТАСС президент центра Владимир Чуков.

Великая Северная экспедиция была организованна по инициативе императора Петра I в 1725 году, фактический старт ее подготовки был дан по указу императрицы Анны Иоанновны в 1731 году. Задачей экспедиции было нанесение на карту берегов государства.

"Маршрут экспедиции начинается от дельты реки Лена в районе поселка Тикси. Это кольцевой маршрут с выходом в нижнее течение реки, с заходом в район поселка Усть-Оленек, где находится могила русского исследователя Арктики Прончищева, затем возврат в Тикси. Одна из наших задач - пройти по пути отрядов русских полярных первопроходцев Василия Прончищева, Харитона Лаптева, которые участвовали в Великой Северной экспедиции 1733-1742 годов", - сказал Чуков.

По его словам, в экспедиции участвуют 18 человек, в том числе сотрудники Тульского государственного университета, которые занимались подготовкой вездеходов "Торос-М" для обеспечения их работы в арктических условиях. "Мы будем передвигаться на двух вездеходах, есть снегоходы, две упряжки ездовых собак, лыжи. Все зависит от условий для передвижения на конкретном участке пути", - отметил президент центра.

Общая протяженность маршрута составит около 1,5 тыс. км, завершить экспедицию планируется 26 апреля. Чуков рассказал, что подготовка началась в декабре 2018 года, изначально рассматривались три маршрута - по пути экспедиции Ушакова и Урванцева в 1930 году, на остров Большевик, где в 1913 году проходила экспедиция Вилькицкого, а также по местам, связанным с Великой Северной экспедицией.

Экспедиционный центр "Арктика" создан в 1992 году на базе научно-спортивной экспедиции, занимавшейся подготовкой и проведением путешествий. Учредителями являются Московский центр Русского географического общества (РГО) и Ассоциация российских полярников. Центр сотрудничает с МЧС России, Институтом океанологии РАН, Фондом полярных исследований и другими организациями.


 

Источник: https://tass.ru/nauka/6274948

Аспекты российско-финского сотрудничества в области морского судоходства в Арктическом регионе обсудили в ходе российско-финляндской смешанной комиссии по морскому судоходству, прошедшей в Хельсинки, рассказала РИА Новости в понедельник заместитель директора департамента финского минтранса Пайви Антикайнен.

«Мы провели очень конструктивное заседание комиссии, где обменялись мнениями по сотрудничеству в области морского судоходства в Арктике и обменялись мнениями по вопросам защиты морской среды Балтийского моря», — отметила она.

Также были рассмотрены вопросы реализации совместного проекта по гармонизации выполнения Полярного кодекса, снижению выбросов азота с судов в Балтийском море, контролю за содержанием серы в судовом топливе.

Сопредседателем с российской стороны выступил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин. В российскую делегацию вошли представители Минтранса России, подведомственных Росморречфлоту организаций, ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ОООР «Российская палата судоходства». Финляндия была представлена минтрансом, а также Агентством транспорта и связи.

Следующее заседание российско-финляндской смешанной комиссии по морскому судоходству состоится в 2020 году в Российской Федерации.


 

Источник: https://ru.arctic.ru/news/20190319/829187.html

Специалисты технического комитета Росстандарта «Проведение исследований в полярных регионах» подготовили проекты более 20 госстандартов для повышения уровня безопасности работ в Арктической зоне. В комитете рассчитывают, что их примут в этом году, — сообщил ТАСС глава комитета Никита Куприков. 

«Это стандарты, которые определяют требования к инфраструктуре полярных станций, к пожарной безопасности, к информационным знакам, которые будут использоваться в Арктике, к тем процессам, которые осуществляются нашими организациями и учеными при проведении исследований. Стандарты уже разработаны, сейчас проходят общественные обсуждения, надеемся, что их примут в 2019 году», — рассказал Никита Куприков.

Он отметил, что жесткость требований и рекомендаций повышает безопасность деятельности человека в Арктике, ранее подобных стандартов не было. В частности, среди планируемых к принятию норм — экологические требования к проведению полярных исследований, требования к обеспечению безопасности туристических групп в Арктике, к эксплуатации авиационной техники в условиях Крайнего Севера. Также нововведения коснутся требований к подготовке специалистов для работы в Арктической зоне РФ.

«Разработаны требования к специализированному обучению людей, работающих в полярных условиях. В этом стандарте будут прописаны рекомендации для образовательных учреждений, которые ведут подготовку таких кадров, будут указаны те компетенции, которые должны быть у человека, работающего в полярном регионе», — пояснил глава комитета.

Он отметил, что сотрудники научного центра «Полярная инициатива» планируют начать работу по подготовке специализированных профессиональных стандартов для отдельных арктических специальностей.


 

Источник: https://sever-press.ru/2019/03/10/k-arktike-osobye-trebovanija-dlja-povyshenija-bezopasnosti-planirujut-prinjat-gosstandarty/

Вице-премьер подчеркнул, что эта территория входит в российскую зону интересов


 

Арктика входит в российскую зону интересов, поэтому РФ не упустит своего влияния на этой территории. Об этом в интервью программе "Москва. Кремль. Путин" заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов.

"Эта территория - сфера интересов России. Своего мы не упустим и не отдадим", - сказал он.

Ранее командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил, что Арктика должна оставаться свободным и открытым пространством, несмотря на то, что Россия считает ее своей территорией. В ноябре 2018 года председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Джозеф Данфорд выразил мнение, что Россия расширяет свое военное присутствие в Арктике, и Соединенные Штаты не исключают возможности превращения этого региона в будущем в зону конфликта.

Москва последовательно отвергала утверждения западных политиков о наращивании своего военного присутствия в других регионах и о каких-либо своих действиях, которые якобы направлены на нарушение международного порядка.


 

Источник: https://tass.ru/politika/6180313